4 предложения с обращениями. Предложения с обращениями

, Начальная школа

Цель: ознакомление с понятием «обращение».

Задачи:

  • Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
  • Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.
  • Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

Оборудование: карточки словарных слов, таблица с языковым материалом, учебник русского языка для 4 класса, толковый словарь Ожегова,фонограмма песни «Лесной олень».

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока

– Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова знаменитого баснописца Древней Греции – Эзопа.
«При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру».
– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной и важной темой. Каждый из вас должен быть очень внимательным. Но об этом чуть позже.

2. Минутка чистописания

Об об

3. Словарная работа

1. Корабль, солдат, батон, салют, билет, вагон, газета, вокзал.
2. Самопроверка.
3. Мне покажут свои тетради....

4. Изучение нового материала

1) – Ребята, положите ручки послушайте меня. Проверив ваши тетради, хочу сказать, что ты, Наташа, прекрасно справилась с работой, а ты, Рома, хуже, чем мог бы это сделать. Скажите, друзья мои, а почему вы положили ручки? А откуда вы узнали, что мои слова обращены к вам? Каким было предложение? Что именно я сказала? РЕБЯТА, ПОЛОЖИТЕ РУЧКИ. Т.е. я назвала вас « ребята» и обратилась к вам с просьбой положить ручки.
– А как узнали Наташа и Рома результаты словарной работы?
– Вспомните, что именно я сказала?
– Что помогло вам понять, что я говорила именно с этими ребятами? (Я назвала их имена).
– Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
– Итак, тема нашего урока: «Предложения с обращениями».

2) На доске:

Давайте же, дети, учиться начнём
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетём!

Ы. Алтынсарин

– Прочтите строчки « про себя».
– Теперь прочтём эти строчки вслух. Запишите строчки в тетрадь.
– Найдите обращение в данных строчках.
– Почему вы решили, что это обращение?
– Что такое обращение?
– Словами какой части речи могут быть выражены обращения?
– Всегда ли обращение – это одно слово? Докажите.
– К слову дети подберите подходящие по смыслу прилагательные.
– Прочтите ещё раз строчки Ы. Алтынсарина с прилагательным, подходящим по смыслу к слову дети.
– Сделайте вывод.

Вывод: Обращением может быть не только одно слово, но и сочетание слов.
– Выделяется ли обращение интонационно?
– Что соответствует на письме интонационному выделению?
– Послушайте, какое толкование слова « обращение» даёт словарь Ожегова. (Индивидуальное задание ребенку).
– Совпадают ли наши умозаключения, выводы с толковым словарём?

3) А теперь обратимся к учебнику и прочтём правила на с. 215-214.

5. Закрепление знаний

1) Обращения не всегда обособляются запятыми.

На доске:

Люди! Берегите природу.

– Запишите предложение в тетрадь.
– Найдите обращение. Почему после него стоит восклицательный знак?
– В какой части предложения стоит обращение?
– Итак, если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.
– Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с большой буквы
– Приведите примеры предложений с обращениями, чтобы оно выражало сильное чувство.

2) Комментированное письмо

Друзья, вперёд нас жизнь зовёт.
Ой, Миша, ты испачкался.
Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля.

– Где располагается обращение в предложении?

3) Самостоятельная работа (по вариантам)

Изменить предложения, чтобы обращение стояло в начале, в середине, в конце предложения

Помоги мне решить задачу, Ира.
Мама, разреши мне сегодня пойти в кино.

4) Проверка

5) Обобщение

6) Запись предложений под диктовку, разбор их по членам (у доски)

Друзья радуются своим успехам.
Друзья, я радуюсь вашим успехам.

– Каким членом предложения является слово «друзья» в первом предложении? Во втором?

Вывод: Обращение не соединено грамматически ни с одним членом предложения и поэтому не является членом предложения.

– В каком падеже стоит слово-обращение во втором предложении? (Им. п.), но отличается от подлежащего звательной интонацией. В древнерусском языке для обращений существовал специальный звательный падеж. С формой звательного падежа можно встретиться у А. С. Пушкина. (Чего тебе надобно, старче?) Вместо «старик».

7) Обобщение по таблице с. 215 № 714

8) Работа в группах

Записать предложение, найти обращение, поставить необходимые знаки препинания.

  • Разбуди эту землю, весна.
  • Куда ты, ручеёк, течёшь?
  • Но ведь тебе, мышка, всюду ходить нельзя.
  • Главное, ребята, сердцем не стареть.
  • Добро пожаловать, скворцы

9) Проверка

10) Творческая работа (Домашнее задание)

– А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать чудесную песню и найти в ней предложения с обращением.

Звучит фонограмма песни «Лесной олень»

– Назовите предложения с обращениями. С какой просьбой обращается девочка к оленю?
– Итак, представьте себе, что олень выполнил просьбу девочки, и мы вместе с ней оказались в сказке. В нашем классе не осталось обычных мальчиков и девочек, все стали волшебниками. Вокруг нас сказочные герои: Кот в сапогах, Алиса из Зазеркалья, Смелый Чиполлино, домовёнок Кузька и многие другие. Представьте себе, что вы попали в
трудную ситуацию и вам необходимо написать мини-письмо сказочному герою с просьбой о помощи. Но, пожалуйста, не забывайте о вежливых словах и предложениях с обращениями.

6. Оценивание

  • Перестройте данные предложения, заменяя подлежащее обращением.
    1. Алексей познакомился с будущими товарищами по классу.2. Все игроки команды останутся сегодня на дополнительную тренировку.3. Туристы, отправивщиеся в горы, возьмут с собой теплые вещи.4. Игорь Вадимович перенес встречу на час.
  • Расставьте знаки препинания, в одном из предложений есть обращение. Глеб очень любит рисовать Мама купила ему новый альбом Рисуй Глеб Вот дом Чей это дом Да это же наша дача, а рядом наш любимый сад узнаешь На клумбах распустились цветы А это кто греется на солнышке Конечно, это наш любимый кот Кузя Хорошо у нас на даче Приезжайте к нам в гости.
  • ВЫДЕЛИТЬ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОБРАЩЕНИЕМ И ПОСТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ НУЖНО ДО ЗАВТРА
    1. Неужели Коля ты забыл о встрече?
    2. А за лесом, у межи ходят медленно и плавно золотые волны ржи
    3. Ветер клонит ряд ракит
    4. По седым морям из далёких стран на поклон к тебе корабли идут
    5. Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулся
    6. Не боли ты душа отдохни от хлопот
    7. А зачем же мама ты сама не спишь?
    8. Варвара Степановна снова обратилась к Вольке
    9. Довольно Ванюша гулял ты немало 10. Ребята не Москва ль за нами?
  • Расставьте пропущенные знаки препинания. Произведите письменный пункутационный разбор предложения:
    1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще.
    2. Солнце показалось из-за туч но вскоре скрылось.
    3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища.
    4. До чего красив осенний лес.
    5. ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие корабельные сосны
    напишите, чем выражены слова, которые вы подчеркнули.
  • 213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки "Лисичка со скалочкой". После обращения делайте паузу (Ι) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

    Предложения с обращениями по цели высказывания вопросительное.

    214. Прочитайте, найдите обращение. Как они выделяются в устной речи и на письме на письме? Спишите, подчеркивая обращение.

    Обращение выделяется запятыми на письме. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательный интонацией, то после него ставится восклицательный знак. В устной речи обращения выделяют звательной интонации.


    215. Переставьте обращения в середину или в конец предложения. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.

    1. Мама, разре ши (слов.) мне сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне, мама, сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама.
    2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте, ребята, подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.


    216. Составьте предложения по схемам. (Ο обозначает обращение).

    1. Коля, когда ты проснёшься?
    2. Михаил Игоревич! Поздравляем вас с юбилеем!
    3. Тебе, Анюта, нужно больше читать.
    4. Как у вас уютно, Марья Ивановна!


    217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких - подлежащими?

    Уж как я ль мою коровушку люблю.
    Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
    Кушай вволюшку, коровушка (обращение) моя;
    Ешь ты досыта, бурёнушка (обращение) моя!
    Уж как я ль мою коровушку люблю!
    Сытна пойла я коровушке налью:
    Чтоб сыта была коровушка (подлежащее) моя,
    Чтобы сливочек бурёнушка (подлежащее) дала.


    218. Придумайте ситуацию, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:

    Николай Иванович;
    - Николай;
    - сынок (сыночек);
    - господин Рыбаков;
    - коллега;
    - молодой человек;
    - доктор.

    Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.

    1. Николай Иванович, мы ждем вас в девятом кабинете. (обращение коллег на работе).
    2. Николай, как ты думаешь, успеем сегодня заскочить на стадион? (обращение друга) ?
    3. Сынок, помоги мне, пожалуйста, занести диван в гостиную. (обращение мамы к сыну).
    4. Мы рады вас, господин Рыбаков, видеть на нашей конференции! (обращение на деловой встрече) !
    5. Ну что, коллега, приступим к обходу. (обращение коллеги, с которым в хороших отношениях) .
    6. Молодой человек, разрешите пройти. (обращение незнакомого человека).
    7. Когда уже нас выпишите, доктор? (обращении пациента).

    219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
    - вы хотите узнать дорогу;
    - вы просите продавца показать товар;
    - вы спрашиваете, который час.

    Пожалуйста, подскажите, как пройти к остановке. Будьте добры, покажите ту хрустальную вазу. Извините, не подскажете который час.

    220. Как по-разному (по фамилии, имени и отчеству, словом с уменьшительно - ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.

    Мариночка, давай я помогу тебе приготовить обед. Марина Петровна, сегодня в десять часов утра у нас будет совещание. Дорогая Марина! Поздравляем тебя с Днем рождения! Ну скажите Кольке, тётя Марина, чтобы он не дрался. А где у нас соль, Марин?


    221. Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судят только по этим обращением, об отношении М. Горького к сыну?

    Предложения с обращениями: Посылаю тебе, дружище, книгу "Живое слово", в ней собраны луч шие (слов.) образ цы (образе ц) русс кого (слов.) языка...
    Пока, до свидания! Обнимаю тебя, детишка моя!
    Судя по обращениям, можно сказать, что М. Горький очень сильно любил своего сына.

    gastroguru © 2017