Между раем и адом: прогнозы учёных о будущем человечества. Предсказания ученых на ближайшее будущее Оптимистические прогнозы человечества на ближайшее будущее

В современную эпоху человечество обретает единс- тво не только антропологическое - как биологический вид, но и социальное - объединяясь в целостную всемир- ную социальную систему, и культурное - поскольку во взаимообмене достижениями различных культур обра- зуется единая общечеловеческая культура.

С учётом наличного уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобаль- ных проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества.

Социальные прогнозы перспектив человечества

Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм»)
Разрешить глобальные про- блемы человечества нельзя, так как это потребует осу- ществления таких мер, ко- торые реализовать практи- чески невозможно (напри- мер, приостановка роста населения, отказ от техни- ческого и технологического прогресса, снижение уровня потребления и т. д.). Неотв- ратимость экологической катастрофы, «конца исто- рии», гибели человечества Научно-технические откры- тия и технологические нова- ции могут стать основой раз- решения наиболее сложных из глобальных проблем. Ус- ловием для этого является принятие мировым сообщест- вом концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и техно- логическая революции долж- ны быть подчинены интере- сам выживания, сохранения природной среды существо- вания человечества

Тренировочные задания

Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов

№ 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру

выбранного вами ответа.

А 1. Человек, согласно современным представлениям,

есть существо

1) духовное 3) биологическое

2) социальное 4) биосоциальное

2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми черта- ми лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

1) личность 3) индивидуальность

2) гражданина 4) профессионала

3. Верны ли следующие суждения о сходстве и разли- чии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда дейс- твуют согласно генетической программе.

4. Какой признак характеризует человека как лич- ность?

1) нейродинамические свойства мозга

2) психофизиологические функции

3) непринуждённость в деятельности

4) жизненная позиция

5. Определение: «Совокупность идей, взглядов, тео- рий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) общественное сознание 3) обыденное сознание

2) общество 4) идеология

6. Энтузиазм населения, характерный для СССР в

30-е годы XX в., является примером

1) философского сознания 3) правосознания

2) научного сознания 4) массового сознания


7. Верны ли следующие суждения об индивидуаль- ном сознании?

А. Индивидуальное сознание характеризуется тем об- щим, что свойственно той социальной группе, к которой принадлежит данный человек.

Б. Индивидуальное сознание характеризуется чертами, присущими данному человеку.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Какое положение верно характеризует обществен- ное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

2) общественное сознание определяет духовная жизнь об- щества

3) общественное сознание не обладает самостоятельнос- тью по отношению к общественному бытию

4) общественное сознание сводится к простой сумме ин- дивидуальных сознаний

9. Определение: «Акт непосредственного обращения сознания к самому себе» относится к понятию

1) самореализация 3) самосознание

2) самообразование 4) самоконтроль

10. Николай в процессах восприятия, представления, размышления и переживания в какие-то мгновения пе- реключает внимание с объекта психической деятельнос- ти на собственное состояние и оценивает себя. Это при- мер

1) самовоспитания

2) самонаблюдения

3) познания себя путём познания других

4) самообразования

11. Верны ли следующие суждения о самосознании? А. Самосознание формируется по мере отражения вне- шнего мира.

Б. Самосознание формируется по мере познания самого

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


12. Укажите признак, характеризующий социальное поведение

1) связано с положением человека в обществе

2) состоит из поступков

3) не оказывает воздействия на людей

4) состоит из действий

13. Определение: «Обобщённая система взглядов че- ловека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и де- ятельности» относится к понятию

1) менталитет 3) сознание

2) мировоззрение 4) мироощущение

14. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведённое утверждение: «Самый важный для нас воп- рос есть вопрос о человеке. Всё от него исходит и всё к не- му возвращается»?

1) теоцентризма 3) природоцентризма

2) наукоцентризма 4) антропоцентризма

15. Верны ли следующие суждения о мировоззрении? А. Мировоззрение присуще только индивиду.

Б. Мировоззрение определяет общую направленность

личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. К религиозному мировоззрению не относится

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность дости- жения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духов- ными потребностями человека

4) формулирование совокупности рационально построен- ных прогнозов

17. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) даёт наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение


18. Какому знанию соответствуют следующие выра- жения: «на глазок», «чуть-чуть», «щепоточка»?

1) научному 3) практическому

2) художественному 4) житейскому

19. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека. Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

20. Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления 3) суждения

2) понятия 4) умозаключения

21. Знание, соответствующее своему предмету, совпа- дающее с ним, есть

1) закон 2) истина 3) проблема 4) принцип

22. Утверждение: «Гавайские острова лежат в Тихом океане» является примером

1) относительной истины 3) субъективной истины

2) заблуждения 4) абсолютной истины

23. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, до- статочное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

24. Относительность истины заключается

1) в неполноте научных теорий

2) в субъективности формы познания истины

3) в приблизительности суждений «истина» и «ложь»

4) во всём перечисленном

25. Основа человеческого существования - это

1) дружба 3) потребительство

2) любовь 4) деятельность


26. Осуществление анализа возможных последствий планируемых реформ в обществе - это пример деятель- ности

1) ценностно-ориентировочной

2) познавательной

3) прогностической

4) материально-производственной

27. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека выражается в приспособлении к природной среде путём её масштабного преобразова- ния, ведущего к созданию искусственной среды сущест- вования.

Б. Деятельность человека предполагает сознательную постановку целей, связанных со способностью анализи- ровать ситуацию.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

28. К осмысленным побудителям деятельности чело- века относятся

1) привычки 2) влечения 3) мотивы 4) эмоции

29. Целенаправленное отношение человека к какому- либо объекту его потребности - это

1) способность 2) интерес 3) убеждение 4) принцип

30. Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от ра- боты время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом?

1) духовную 3) социальную

2) биологическую 4) органическую

31. Верны ли следующие суждения об интересе чело- века?

А. Интерес человека всегда сочетается с его склонностью. Б. Интерес человека является важнейшим побудитель- ным мотивом к различным видам деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

32. Гражданка К., выйдя на пенсию, помогает дочке в воспитании внука-первоклассника: провожает его в школу, отводит домой после окончания уроков, помогает


ему выполнять домашние задания. Причина - в привя- занности гражданки К. к маленькому человеку, в заботе о нём. Потребность какого вида удовлетворяет граждан- ка К. таким образом?

1) физиологическую 3) престижную

2) экзистенциальную 4) социальную

33. Специфический способ бытия человека, связан- ный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интереса- ми и целями - это

1) ответственность 3) потребность

2) свобода 4) необходимость

34. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний вы- бор средств воздействия на природу только такие, кото- рые позволяют сохранить будущую целостность челове- ка» иллюстрирует понятие

1) свободы 3) познания

2) творчества 4) ответственности

35. Верны ли следующие суждения о свободе личности? А. Свобода личности проявляется в осознанном следова- нии установленным нормам.

Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

36. Михаил исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что Михаил - фаталист?

1) всякое действие человека предопределено заранее

2) решение принимается человеком, исходя из его субъ- ективных желаний

3) воля человека - первооснова всего сущего

4) случайность играет в жизни человека определяющую роль

37. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) способы взаимодействия людей


38. Школы, вузы, театры, музеи относятся к сфере общественной жизни

2) социальной 4) духовной

39. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определённая группа людей, объеди- нившихся для общения, совместной деятельности, взаи- мопомощи и поддержки друг друга.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

40. Создание Государственного совета в РФ как сове- щательно-консультативного органа глав субъектов Рос- сии при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?

1) экономической 3) политической

2) социальной 4) духовной

41. Институт общества - это

1) способ отношения человека к внешнему миру, состоя- щий в преобразовании и подчинении его целям человека

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма органи- зации совместной деятельности людей, реализующих оп- ределённые функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей

3) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объеди- нениями людей, возникающие в разных сферах челове- ческой деятельности

4) совокупность всех видов преобразовательной деятель- ности, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя

42. В понятие «социальный институт» не входит

1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба

43. Верны ли следующие суждения об институтах об- щества?

А. Институты общества осуществляют социальный конт- роль.

Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стрем- лений, действий и интересов индивидов.


1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

44. К социальным институтам относится

1) собственность 2) материнство 3) религия 4) суд

45. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных цен- ностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство 2) творчество 3) наука 4) культура

46. К духовной культуре относится

1) оборудование 3) здание

2) искусство 4) компьютер

47. Верны ли следующие суждения о новаторстве в культуре?

А. Новаторство в культуре означает развитие жанрового, видового, стилевого многообразия искусства.

Б. Новаторство в культуре означает открытие новых сто- рон и граней духовного мира человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

48. Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочу- щая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п.; популярные очерки о научных, околонауч- ных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явле- ния; реклама; спорт. О какой форме культуры идёт речь?

1) массовой 3) элитарной

2) народной 4) национальной

49. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая система- тизация объективных знаний о действительности» отно- сится к понятию

1) образование 3) наука

2) творчество 4) искусство

50. Гражданин Л. является исследователем, анализи- рующим тексты. Это позволяет ему изучать явления ду-


ховной культуры. К какой отрасли научного знания от- носится труд гражданина Л.?

1) естествознанию 3) социальным наукам

2) техническим наукам 4) гуманитарным наукам

51. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука отражает действительность в художественных образах.

Б. Науку можно рассматривать как систему знаний.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

52. Сотрудники кафедры одного из вузов, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд. Какая дополнительная информация позволит определить, что речь идёт о труде в области общественных наук?

1) в процессе работы использовались публикации других учёных

2) в ходе работы систематически применялся эксперимент

53. К общим тенденциям в развитии образования в

РФ не относится

1) непрерывность образования

2) обязательность высшего образования

3) компьютеризация процесса образования

4) многообразие путей получения образования

54. В средней школе города Н. педагоги уделяют большое внимание личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям, что позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка. Этот пример иллюстрирует тенденцию в развитии российско- го образования

1) интернационализации 3) гуманизации

2) гуманитаризации 4) демократизации

55. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процес- сы в обществе.


Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

56. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников средней школы. Им за- давали вопрос: «В чём заключается заслуга школы в ва- шем образовании?»

Результаты опроса представлены в таблице.

1) Большинство опрошенных девочек считает, что владе- ние иностранными языками является заслугой школы в их образовании.

2) На третьем месте по популярности среди опрошенных мальчиков оказалась общая грамотность в качестве за- слуги школы в их образовании.

3) Треть опрошенных девочек указала на общую грамот- ность в качестве заслуги школы в их образовании.

4) Отметили компьютерную грамотность в качестве заслу- ги школы в образовании больше девочек, чем мальчиков.

57. Специфическим свойством религии является

1) связь с миром переживаний человека

2) вера в лучшее будущее

3) использование символики

4) вера в реальность чуда

58. К мировым религиям не относится

1) индуизм 2) ислам 3) буддизм 4) христианство


59. Верны ли следующие суждения о сущности рели- гии?

А. Религия - это определённые взгляды и представле- ния людей, основанные на вере в существование Бога или

богов, сверхъестественного.

Б. Религия - это соответствующие обряды и культы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

60. В стране Б. социологической службой был прове- дён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали воп- рос: «Какая функция религии в современном обществе должна быть приоритетной?»

% 45%





Снятие стрес- са, утешение, духовное наслаждение


Осмысление мира, общества, человека


Упорядочение помыслов, стремлений людей


Объединение индивидов, групп


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Меньшинство опрошенных считает, что приоритетной функцией религии в современном обществе должно стать объединение индивидов, групп.

2) Треть опрошенных видит в качестве приоритетной функции религии в современном обществе упорядочение

помыслов, стремлений людей.

3) Число опрошенных, определивших в качестве приори- тетной функции религии в современном обществе осмыс-

ление мира, общества, человека, больше, чем тех, кто выбрал объединение индивидов, групп.

4) Четверть опрошенных выделила упорядочение помыс- лов, стремлений людей в качестве приоритетной функ-

ции религии в современном обществе.

61. Искусство характеризуется тем, что оно

1) основано на вере в сверхъестественное

2) отражает действительность в образно-символической форме

3) выполняет функцию социального управления

4) комплексно описывает и объясняет события и явления


62. Искусствовед Д. утверждал: «Тайна искусства - в том, что оно затрагивает наши чувства. Любое художес- твенное произведение непременно должно влиять на че- ловеческие чувства и рождать эмоциональный отклик». О какой функции искусства идёт речь?

1) воздействие на сферу человеческих эмоций

2) формирование эстетического вкуса

3) воздействие на человеческую психику

4) отражение тех сторон жизни, которые труднодоступ- ны науке

63. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство характеризуется соответствием действи- тельности.

Б. Искусство характеризуется точностью и определён- ностью.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

64. В стране М. социологической службой был прове- дён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали воп- рос: «Какому непременному условию должно отвечать любое произведение искусства?»

Результаты опроса представлены в диаграмме.




Воздействие на чувства

Быть интересным

Формирование эстетического вкуса

Предвосхищение будущего

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Второе место по популярности среди опрошенных в ка- честве непременного условия, которому должно отвечать


любое произведение искусства, заняло формирование эс- тетического вкуса.

2) Тех, кто выбрал воздействие на чувства в качестве не- пременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, среди опрошенных меньше, чем тех, кто предпочёл формирование эстетического вкуса.

3) Подавляющее число опрошенных в качестве непре- менного условия, которому должно отвечать любое про- изведение искусства, видит воздействие на чувства.

4) Минимальное число опрошенных указало на предвос- хищение будущего в качестве непременного условия, ко- торому должно отвечать любое произведение искусства.

65. Мораль характеризуется следующим(-и) призна- ком(-ами)

1) обладает относительной самостоятельностью

2) имеет исторический характер

3) может находиться в критическом отношении к приня- тому образу жизни

4) всеми перечисленными

66. Какое поведение, отражённое в перечисленных ситуациях, подпадает под действие только норм морали?

1) Татьяна грубо разговаривала с подругой К.

2) Антон совершил кражу имущества гражданки П.

3) тринадцатилетний Сергей выехал на велосипеде на проезжую часть улицы

4) шлифовщик Г. прогулял восемь рабочих дней

67. Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль опирается на идеи добра и зла.

Б. Мораль представляет собой совокупность этических цен- ностей, основанную на определённых нормах и заповедях.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

68. Нормы «уважай старших», «будь милосерден к слабым» относятся к сфере

1) искусства 2) морали 3) науки 4) права

69. Определение: «Направленное развитие, для кото- рого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к поня- тию

1) стагнация 3) регресс

2) прогресс 4) модернизация


70. Петровские преобразования в первой четверти

XVIII в. являются примером

1) стагнации 3) эволюции

2) контрреформ 4) модернизации

71. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобра- зить в виде восходящей ломанной линии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

72. В стране Р. социологической службой был прове- дён опрос совершеннолетних граждан: 25-летних и 60- летних жителей. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, является критерием общественного прогресса?»

Результаты опроса представлены в гистограмме.

% 65%







25-летние жители 60-летние жители

Развитие человеческого разума

Прогресс науки и техники

Возрастание степени свободы человека

Совершенствование нравственности людей

Проанализируйте данные опроса и выберите верное ут- верждение.

1) Треть опрошенных 60-летних жителей указала на воз- растание степени свободы человека в качестве критерия общественного прогресса.

2) Развитие человеческого разума как критерий обще- ственного прогресса более популярно у 25-летних жите- лей, чем у 60-летних.


3) Процент людей, уверенных, что критерием обществен- ного прогресса является совершенствование нравствен- ности людей, с возрастом уменьшается.

4) Четверть всех опрошенных считает, что критерием об- щественного прогресса является прогресс науки и тех- ники.

73. Какой признак характеризует традиционное об- щество?

1) интенсивная урбанизация

2) преобладание приписанного социального статуса

3) высокая социальная мобильность

4) рост уровня потребления

74. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благо- честие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государс- твенная собственность. К какому типу относится обще- ство В.?

1) постиндустриальному

2) индустриальному

3) традиционному

4) информационному

75. Верны ли следующие суждения об индустриаль- ном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом от- ношении характерны машинное производство, кон- вейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отно- шении характерен деспотический режим.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

76. В обществе Р. распространена автоматизация про- изводства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р. - постиндустриальное?

1) основной продукт производства - промышленные из- делия

2) основной фактор производства - знания

3) широкое применение механизмов, технологий

4) классовое деление общества


77. К глобальным проблемам современности относит- ся(-ятся)

1) энергетическая проблема

2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинс- кой Америки

3) проблема взаимодействия России и Запада

4) все перечисленные

78. Быстрее население увеличивается в менее разви- тых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, об- разования, медицинского обслуживания и в первую оче- редь продовольствия. По подсчётам специалистов, в бу- дущем именно в этих странах будет жить свыше 80% на- селения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблю- дается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельс- твует о наличии глобальной проблемы

1) войны и мира 3) демографической

2) экономической 4) энергетической

79. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Процесс глобализации приводит к снижению издер- жек производства.

Б. Процесс глобализации приводит к формированию единого стандарта потребления.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

80. В современных условиях резко возросло количес- тво промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая до- полнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной?

1) затрагивает интересы развитых стран мира

2) предполагает развитие сотрудничества нескольких го- сударств

3) угрожает развитию стран Африки

4) от её решения зависит дальнейшая судьба человечества


Часть 2 (В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 - В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.



1. Запишите слово, пропущенное в схеме.


3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Эволюция...

Ответ: .



1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за


исключением одного, связаны с понятием «мировоззре- ние».


Мироздание; миропонимание; система ценностей; ми- ровосприятие; убеждения.

«мировоззрение».

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исклю- чением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкрет-

ность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием

«истина».

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исклю- чением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная револю-

ция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием

«прогресс».



1. Установите соответствие между видами дея-


Тельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) создание художественных ценностей

Б) осуществление научного открытия

В) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального моделиро- вания

Д) совершенствование технологий произ-


ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) материальная

2) духовная


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получив- шуюся последовательность цифр перенесите в бланк от- ветов (без пробелов и каких-либо символов).

3. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со- ответствующую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ


ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

А) формирование эстетических вку- сов и потребностей человека

Б) отражение и освоение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

В) создание условий и предпосылок для социальной мобильности че-

ловека или социальной группы

Г) сохранение и ретрансляция основ наук из поколения в поколение

Д) восстановление в сфере духа гар- монии, утраченной человеком в

реальной действительности


ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Будущее можно рассматривать в зависимости от периодов, взятых за основу исследования. Если имеют в виду понятие «обозримое будущее», то это перспектива ближайших двух-трёх десятилетий, которые входят в диапазон так называемых современных долгосрочных прогнозов. За пределами этих временных рамок простирается область сверхдолгосрочных прогнозов.

Формирование единой мировой цивилизации невозможно без научного предвидения, который способствует:

  • а) созданию условий для прогресса общества;
  • б) социального обновления общества;
  • в) преодоления кризиса цивилизации.

Актуальность и необходимость научного предвидения развития общества вытекает из необходимости объективного анализа механизмов формирования и реализации интересов, как всего человечества, так и различных стран, групп и индивидов, оценки для будущего новых жизненных процессов, их отбор и стимулирование.

Нужно отметить, что прогнозирование подразделяется по содержанию на научно-техническое и социально-демографическое и решает следующие задачи:

  • 1) вовремя заметить возникновение новых явлений;
  • 2) понять их истинную сущность;
  • 3) верно оценить их значение для будущего;
  • 4) определить, прогрессивны или регрессивны возникающие явления;
  • 5) поддержать прогрессивные процессы с помощью создания соответствующих условий.

По технологической процедуре прогнозирование включает в себя следующие этапы:

  • 1) определение объекта прогнозирования и постановку проблемы;
  • 2) определение целей, задач и времени утверждения прогнозируемого явления;
  • 3) выдвижение рабочих гипотез, методов прогнозирования;
  • 4) определение системы показателей, отображающих характер прогнозируемого явления.

По методу различают три вида прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.

Экстраполяция - продолжение в будущее тенденций и закономерностей, которые в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Всегда считалось, что из прошлого можно извлекать уроки для будущего, так как в основе эволюции неживой, живой и социальной материи лежат вполне определённые ритмические процессы.

Моделирование - представление изучаемого объекта в упрощенном, схематическом виде, удобном для получения выводов прогностического характера.

Экспертиза - прогнозирование на базе оценки, которая основывается на объективной констатации перспектив соответствующего явления.

Все три перечисленных способа как бы дополняют друг друга. Любая экстраполяция - это в определенной степени модель и оценка, любая прогностическая модель это оценка плюс экстраполяция, а всякая прогностическая оценка подразумевает экстраполяцию и мысленное моделирование. В каждом из указанных типов прогнозирования могут использоваться методы аналогии, индукции и дедукции, различные статистические, экономические, социологические и другие способы познания явлений.

Важно, что степень достоверности прогнозов зависит не только от применяемых методов, но и от точности и полноты исходной эмпирической информации, истинности теории и законов, на которые опирается прогноз. В связи с этим различают точные и вероятностные прогнозы. В исследовании сложных явлений приходится прибегать к вероятностно-статистическим прогнозам, когда прогнозируемый объект подвергается воздействию многочисленных факторов, не поддающихся полному учёту (квантовая механика, экономика, политика, психология и др.).

Примером результата прогнозирования сложных явлений является попытка предвидеть направленность развития цивилизации в целом. Здесь, по мнению исследователей, надвигается процесс интеллектуального передела. Первый передел -- территорий (первая мировая война), второй передел -- капитала (вторая мировая война), третий -- технологий (процесс, происходящий сегодня, включающий информационную психологическую революции, существование ракетно-ядерного, биологического, химического и других видов оружия).

Моисеев Н.Н. в своей концепции научного прогнозирования говорит о необходимости третьего поворота в истории человечества, который характеризуется отысканием новой модели взаимоотношений людей с природой и между собой. Первый поворот в истории, по мнению Н.Н. Моисеева -- введение системы табу в палеолите, которая переключила человека с биологического на общественное развитие. Второй поворот -- расширение экологической ниши в неолите, когда человек перешёл к производящему хозяйству.

Еще одной разновидностью прогнозирования является утопия, которая в отличие от научного предвидения, пытающегося точно и обоснованно представить развитие природных и социальных процессов в будущем, представляет собой нереальные планы социальных преобразований, описывает вымышленные страны, социальные ситуации, являющиеся образцом общественного строя. Тем не менее, утопия способна зафиксировать пока еще незаметные феномены в настоящем и сформировать ясные образы будущего. Поэтому, можно сказать, что утопия это социальный идеал, бегство от негативной действительности (Платон, Т. Мор).

Все утопии объединяет то, что они построены на основе критического анализа современного мира, общества и попыток введения альтернатив. Утопии в какой-то степени вводят в будущее, становятся ориентиром мышления, создают дополнительные модели развития. В ХХ веке появляется такая разновидность утопии, как антиутопия , цель которой изобразить негативные социальные ориентиры в заведомо пугающем или карикатурном виде, предполагающим их воплощение в жизнь.

Термин, введенный для обозначения области знаний, занимающейся прогнозированием, является “футурология ”. В начале 60-х годов футурология получила распространение на Западе в смысле “истории будущего”, “науке о будущем”. В данном направлении обоснованы отрицательные последствия научно-технического прогресса.

Организационным воплощением данного направления стал так называемый Римский клуб, включающий видных западных ученых (а с 90-х годов и российских ученых), политиков, бизнесменов.

В докладах Римского клуба отмечено, что на рубеже второго и третьего тысячелетий человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации. По инициативе ученых Римского клуба развернулось “глобальное моделирование” перспектив развития человечества.

Сами участники этих исследований разделились на два лагеря - оптимистов и пессимистов. Пессимисты - Ф. Фукуяма (концепция конца истории), А. Печчеи (работа “Сто страниц для будущего”), 3. Бжезинский (концепция глобального беспорядка), идеи Дж. Форрестера, Д. Медоуза говорят о грядущей катастрофе, оптимисты - С.Хантингтон (концепция столкновения цивилизаций), А. Тоффлер («Футурошок» и др.), М. Мисарович обосновывают возможность избежать апокалипсиса с помощью научного управления природными и социальными процессами.

Озабоченность мировой общественности проблемой выживания и создания достойной жизни актуализировали проблему сущности общественного прогресса, его признаков и типов. По вопросу типов общественного прогресса не существует особых разногласий, классификация типов соответствует основным структурным элементам общества. В связи с этим различают экономический, технический, социальный (политический, правовой, научный, моральный) прогресс, а также прогресс в сфере искусства и религии.

Рассматривая признаки общественного прогресса, следует отметить, что по этому вопросу существует множество точек зрения, так как такая ситуация во многом объясняется сложностью общества, его многоуровневостью и разветвленной системой взаимосвязей.

В отечественной литературе в качестве главного признака общественного прогресса выдвигался показатель состояния и уровня развития производительных сил. И хотя впоследствии к этому показателю был добавлен критерий равномерного и справедливого распределения готового продукта, тем не менее, все они работали в экономической сфере.

С.Э. Крапивенский, занимаясь исследованием интегративных показателей, предложил в качестве такого показателя уровень гуманизации общества, то есть положение в нём личности, степень её экономического, политического и социального освобождения уровень удовлетворения её материальных и духовных потребностей, состояния её психофизического и социального здоровья. И, наконец, как наиболее синтетический -- показатель средней продолжительности жизни.

Соглашаясь с важностью данных показателей общественного прогресса, следует сказать о необходимости поиска признаков общественного прогресса. Таковыми и являются: показатель, характеризующей темпы появления новаций по каждой из сфер (элементов) структуры общества: экономической, политической, правовой и т. д. Критерием достаточности или недостаточности новационных темпов является сама жизнь, то есть эффективность протекания технико-экономических, политических, научных и других процессов.

Следует отметить, что в каждой сфере общества накоплен достаточно точный инструментарий по оценке количества и качества новшеств, имеющих здесь место.

Следующий показатель общественного прогресса характеризует степень запаздывания от момента появления новации (новой идеи или её материализации) до её расширенного воспроизводства. Чем меньше этот показатель, тем общество прогрессивнее. Данное отставание существует в любых сферах общества, но в развитых странах оно сведено к оптимальному минимуму и работа в этом направлении продолжается.

Третий показатель характеризует всегда существующий интервал между новациями, имеющими место в разных сферах общества (экономической политической, правовой, и т. д.), то есть всегда одна или несколько сфер занимают лидирующую позицию, стимулируя развитие остальных. Следовательно, то общество прогрессивнее, где этот интервал меньше, где имеют место поступательное развитие всех сфер общества.

И, наконец, важным показателем прогрессивности общества является его способность менять регрессивные явления на прогрессивные. В любом обществе имеют место дисфункциональные явления, процессы, но сила общества как раз и проявляется в умении в короткие сроки заметить такое явление, поставить диагноз его причин, наметить и реализовать мероприятия по ликвидации данного негативного явления.

Таким образом, общественный прогресс не есть прямая уходящая вверх, это есть сложный зигзагообразный процесс, в котором прогресс и регресс, будучи качественно разнонаправленными процессами, существуют и реализуются одновременно, взаимоопределяют и взаимопредполагают друг друга.

Ярким примером таких регрессивных явлений являются так называемые глобальные проблемы современности.

Когда писатели-фантасты и футурологи представляют себе людей в далеком будущем, они никогда не предполагают, что наши потомки будут выглядеть точно так же, как мы. В конце концов, мы получим доступ к мощным инструментам, которые будут способны превратить нас в киборгов, расшифровать ДНК и т.д. Поэтому нет границ в представлении о том, как мы можем измениться или изменить сами себя.

Вот 10 странных и необычных теорий пост-человеческого будущего.

1. Добровольный регресс


Для начала списка не может быть лучшей теории, чем предположение о том, что человечество вовсе не сделает шаг вперед (как предполагают большинство футуристов), а совершит гигантский скачок назад. Основной предпосылкой является то, что общество сейчас в основном потребительское, и мы должны взять на себя ответственность за регресс (с эволюционной точки зрения) до состояния, когда человек не наносит вреда планете. Став пред-цивилизационным обществом, мы бы перестали быть угрозой для планеты, природы и для самих себя. Конечной целью будет конец цивилизации и наше возвращение в джунгли.

2. Добровольное вымирание


Но зачем останавливаться на достигнутом, если вы можете устранить человеческий род в целом - а еще лучше, сделать это таким образом, чтобы каждый поверил в эту идею? Такова цель «Движения за добровольное исчезновение человечества» (VHEMT). Активисты движения ведут работу по поэтапному отказу от человеческого рода, убеждая человечество остановить размножение. Вооружившись лозунгом «Жить долго и счастливо вымереть», конечная цель VHEMT в том, чтобы вернуть Землю к своему естественному, здоровому состоянию. Человечество исчезнет, и все остальные живые существа на Земле смогут стать свободными для жизни, смерти и самостоятельного развития. Сторонники модели добровольного человеческого вымирания утверждают, что они не человеконенавистники, они просто предлагают "надежную альтернативу нещадной эксплуатации и полному уничтожению экологии Земли".

3. Повышение «экологичности» человека


Некоторых «экологические» футуристов не устраивают варианты, при котором человечество деградирует или самоуничтожается. Но они также не уверены в нашей способности решения проблем изменения климата и предотвращения других экологических катастроф. Решение таких проблем, по их мнению, возможно при добровольном изменении человечеством самого себя, для жизни в гармонии с планетой. Философы С. Мэтью Ляо (S. Matthew Liao), Андерс Сандберг (Anders Sandberg), и Ребекка Роуч (Rebecca Roach) считают, что люди должны будут перейти на употребление фарм-заменителей мяса (для сокращения поголовья скота и, как следствие, для сокращения нагрузки на природу), прибегнуть к биоинженерии с внедрением генов кошек, отвечающих за зрение (для сокращения потребности в электричестве), а также уменьшить свой физический размер, для минимизации нашего экологического следа (они рекомендуют снизить на 21% массу тела для мужчин и на 25% для женщин). Они также надеются увеличить нашу силу воли, которая будет иметь периферийный эффект для активизации чувств сочувствия и альтруизма.


Но зачем ограничивать себя добавлением нескольких новых черт, когда мы можем взять сразу много полезных характеристик из животного мира? Трансгенные технологии, позволяющие генетическое смешение человеческих и животных характеристик, могут позволить создать почти бесконечное множество гибридов человека и животного. Нам есть что позаимствовать из животного мира: Собаки слышат и чувствуют запах гораздо лучше нас, кошки могут видеть в темноте, некоторые приматы имеют лучшие навыки запоминания, а у птиц чрезвычайно сильное зрение.

5. Все для мозга, а не для мускулов


Это классическое видение - мозг является приоритетом перед телом. В своей работе 1893 года "The Man of the Year Million", Герберт Уэллс заложил идею, что зависимость человечества от технологий в конечном счете приведет к снижению зависимости от тела, и большей зависимости от мозга. Даже простой нож и вилка, утверждал Уэллс, в конечном итоге сделают человеческую челюсть ненужной. Современные удобства, такие как моторизованный транспорт приведут к ненужности ног, торса, и практически всех мышц. Наши потомки, по существу, станут огромным мозгом, который передвигается на руках. Но насколько реально это видение? В соответствии с принципами дарвинизма, физические характеристики на самом деле исчезнут, если они постоянно не будут подвергаться селекционному давлению. Что же касается массивного «луковичного» черепа, то это вряд ли, учитывая, что размер мозга не коррелирует с интеллектом, а также тот факт, что мы постепенно разгрузим наше мышление, передав часть функций внешним устройствам.


"Коллективный Разум" является возможным состоянием будущего человечества, в котором оно приняло формы общественного разума, как это происходит у муравьев или пчел. В таком состоянии человеческая воля во многом диктуется требованиями коллектива, или какой-то всеобъемлющей организации. Тоталитарные эксперименты XX века были прототипами этой идеи, но к счастью были ограничены примитивностью своих технологий. Но, глядя в будущее, можно легко представить себе, пугающую перспективу возобновления усилий государства по контролю над мыслями и действиями населения - с помощью повсеместного наблюдения и технологий контроля. Но новый "Коллективный разум" можно рассматривать и как позитивный шаг вперед в человеческом общении и социальной организации, что многие называют Ноосферой.


Расширенные репродуктивные и кибернетические технологии оказывают глубокое влияние на нашу биологическую природу. В настоящее время мы размножаемся половым способом, мы бинарный вид, состоящий из женщин и мужчин. Но мы можем перестать существовать как биологический организм в традиционном смысле. Люди не будут привязаны к одному конкретному биологическому полу, они смогут избавиться от гендерных черт и стать бесполыми. Еще более радикальным является возможность создания новых биологических полов, или аморфных гендерных признаков, которые могут быть изменены на лету.

8. Контроль над признаками тела


Вспомогательные репродуктивные технологии, такие как геномика, позволят будущей паре осуществить выбор определенных признаков, или, как это чаще всего называют, участвовать в «дизайне детей». Также возможно, что передовые генные технологии, и в частности, генная терапия, позволят людям изменить свои признаки уже после своего рождения. Однако, ряд физических способностей могут быть использованы людьми для получения преимущества в некоторых областях, что приведет к своего рода «гонке вооружений». Возьмем к примеру спорт. Баскетболисты борются за рост, в то время как пловцов интересует длина конечностей. Сегодня спортсмены еще до прихода в спорт должны обладать этими характеристикам. Однако, стоит отметить, что изменения могут превысить все вообразимые пропорции человеческого тела, что приведет к некоторым странным и экстремальным физическим формам.

9. Люди изменятся для покорения космоса

Ни для кого не секрет, что людям в их нынешнем виде, нечего делать в космосе. Долгосрочная невесомость и солнечная радиация - слишком плохие условия для хрупких существ вроде нас. Но это не помешало выдвижению теорий о том, как люди могут измениться, чтобы переносить суровые космические нагрузки - и их решения совсем не мелкие. Эксперт по нанотехнологиям Роберт Фрейтас предложил идею ликвидации легких человека, после чего отпадет потребность в воздухе. Рэй Курцвейл предположил, что в будущем люди не будут нуждаться в продовольствии, а будут оснащаться вместо этого нанороботами, которые будут активизировать наши клетки. И даже Крейг Вентер призвал к разработке внутреннего уха, которое позволит людям избежать укачивания, генов регенерации костей, и адаптации ДНК для устойчивости к излучению. Он также предположил, что у нас будет маленький рост, более высокий процент использования энергии, окончательно исчезнут все волосы на теле.

10. Uploads


Хотя идея загрузки человеческого сознания в суперкомпьютер сама по себе странна, некоторые представления о жизни после загрузки еще более невообразимы. Например, предположение, что загруженный в компьютер разум сможет создавать неограниченное количество копий самого себя. Основой этого предложения является подозрение, что копирование самого себя будет быстрым и дешевым. Загруженный ум также сможет быть внедрен из тела человека в тело робота, навсегда изменяя реальную физическую форму. Другой увлекательной возможностью может стать изменение основных параметров компьютерной среды. Это может привести к чему-то за пределами человеческого понимания, как в плане физического пространства (например, добавление или изменение размеров физики окружающей среды), так и характера психологического и субъективного осознания себя.

Технический директор Google и самый известный технологический футуролог Рэй Курцвейл выступил в начале этого года с очередной порцией предсказаний. Будучи одним из главных исследователей современных достижений в области искусственного интеллекта, Курцвейл публикует свои прогнозы с 1990-х годов, многие из них стали академическими. Но если еще пять лет назад он чаще оперировал длинными периодами (2030-е, 2040-е годы), то в последнее время в предсказания ученого появилась хронологическая стройность. Возможно, на точность повлияла его работа в крупнейшей интернет-компании, где футуролог оказался на передовой многих инновационных разработок. Курцвейл как будто приглашает поучаствовать в интеллектуальной игре и собрать пазл - картину будущего из его старых и новых предсказаний. Если собрать все прогнозы, сделанные за 20 лет в книгах, блогах, интервью и лекциях, можно заметить, что будущее с 2019 по 2099 год ученый расписал буквально по годам. 2019 - Провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы уйдут в прошлое. 2020 - Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом. 2021 - Беспроводной доступ к интернету покроет 85% поверхности Земли. 2022 - В США и Европе будут приниматься законы, регулирующие отношения людей и роботов. Деятельность роботов, их права, обязанности и другие ограничения будут формализованы. 2024 - Элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях. Людям запретят садиться за руль автомобиля, не оборудованного компьютерными помощниками. 2025 - Появление массового рынка гаджетов-имплантантов. 2026 - Благодаря научному прогрессу, за единицу времени мы будем продлевать свою жизнь на больше времени, чем прошло.
2027 - Персональный робот, способный на полностью автономные сложные действия, станет такой же привычной вещью, как холодильник или кофеварка. 2028 - Солнечная энергия станет настолько дешевой и распространенной, что будет удовлетворять всей суммарной энергетической потребности человечества. 2029 - Компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова. Это будет достигнуто благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга. 2030 - Расцвет нанотехнологий в промышленности, что приведет к значительному удешевлению производства всех продуктов. 2031 - 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня.
2032 - Нанороботы начнут использоваться в медицинских целях. Они смогут доставлять питательные вещества к клеткам человека и удалять отходы. Они также проведут детальное сканирование человеческого мозга, что позволит понять детали его работы 2033 - Самоуправляемые автомобили заполнят дороги. 2034 - Первое свидание человека с искусственным интеллектом. Фильм «Она» в усовершенствованном виде: виртуальную возлюбленную можно оборудовать «телом», проектируя изображение на сетчатку глаза, - например, с помощью контактных линз или очков виртуальной реальности. 2035 - Космическая техника станет достаточно развитой, чтобы обеспечить постоянную защиту Земли от угрозы столкновения с астероидами. 2036 - Используя подход к биологии, как к программированию, человечеству впервые удастся запрограммировать клетки для лечения болезней, а использование 3D-принтеров позволит выращивать новые ткани и органы. 2037 - Гигантский прорыв в понимании тайны человеческого мозга. Будут определены сотни различных субрегионов со специализированными функциями. Некоторые из алгоритмов, которые кодируют развитие этих регионов, будут расшифрованы и включены в нейронные сети компьютеров. 2038 - Появление роботизированных людей, продуктов трансгуманистичных технологий. Они будут оборудованы дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную узкую сферу знаний, полностью охватить которую человеческий мозг не способен) и разнообразными опциями-имплантантами - от глаз-камер до дополнительных рук-протезов. 2039 - Наномашины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует никакого дополнительного оборудования. 2040 - Поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм. Поиск будет осуществляться не только с помощью языка, но и с помощью мыслей, а результаты поисковых запросов будут выводиться на экран тех же линз или очков. 2041 - Предельная пропускная способность интернета станет в 500 млн раз больше, чем сегодня. 2042 - Первая потенциальная реализация бессмертия - благодаря армии нанороботов, которая будет дополнять иммунную систему и «вычищать» болезни. 2043 - Человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменять кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества. 2044 - Небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический. 2045 - Наступление технологической сингулярности. Земля превратится в один гигантский компьютер. 2099 - Процесс технологической сингулярности распространяется на всю Вселенную. Что же, в такие прогнозы порой трудно поверить. Однако, если принять во внимание огромные темпы развития общества, становится понятным, что в недалеком будущем и такое возможно. Пока нам остается только наблюдать.

Мы живем в сложных, тревожных и неопределенных условиях. Мир резко изменился и продолжает меняться, и поэтому, безусловно, хотелось бы знать вектор, определяющий магистральное направление в широком спектре изменений. Идея прогресса, так долго согревающая сердца и умы людей, оказалась мифом. Во-первых, прогресс коснулся лишь науки, техники, технологий, но отнюдь не затронул сферу социальную, а тем более, духовную. Более, того, научно-технический прогресс обернулся социальными, политическими, экономическими и духовными трагедиями, коснувшимися всех и каждого.

На повестку дня поставлен вопрос не о светлом прогрессивном будущем, а о возможности будущего вообще. А. А. Зиновьев подметил существенную для всех людей потребность верить в будущее и хотя бы в общих чертах его себе представлять. Пожалуй, в аспекте веры – это то, что касается всех людей, и во все времена это существенная особенность человека. Вот как сам А. А. Зиновьев об этом говорит, причем говорит в применении к людям “светлого будущего”, которое утрачивает эту веру: “Жизнь людей зависит от того, как они представляют себе будущее не только свое и своих близких, но и своих потомков, и даже всей человеческой общности, к которой они принадлежат.

Для многих даже будущее всего человечества есть важный фактор их бытия. Люди в прошлом переносили страшные страдания благодаря вере в небесный рай религии, а в ХIX и ХХ веках благодаря вере в земной рай. Мы же лишены такой веры в будущее. Более того, мы живем с уверенностью в том, что нас и наших потомков не ждет в будущем ни земной рай при жизни, ни небесный рай после смерти. Мы живем в страхе перед ужасами будущего. Надо вернуть людям веру в лучшее будущее” .

Духовная элита современного человечества интенсивно занялась поисками вариантов возможного будущего. Довольно значительное число мыслителей пришли к неутешительному выводу: будущего у человечества нет, если оно будет развиваться в том же духе, как это происходит; в лучшем случае человечество протянет еще 40-60 лет.

К счастью, не такими пессимистами оказались другие, которые убеждены в том, что “люди будут продолжать использовать свои врожденные способности и разум для того, чтобы создавать правила, которые служат их долгосрочными интересами и потребностями. Человеческие существа делали это на протяжении десятков тысяч лет, поэтому было бы странным, если бы прекратили так поступать в конце ХХ в.” .

В. И. Вернадский обосновал теорию ноосферы как объективно и необходимо выстраивающейся на основе биосферы сферы разума. Обнадеживает и убеждение в том, что “пока мы можем представить себе другие альтернативы, еще не все потеряно; пока мы можем советоваться друг с другом и вместе планировать, есть еще надежда” .

Конечно же, мы просто обречены осознавать, в каком обществе мы живем, что наша общественная жизнь ухудшилась, что люди “ведут себя саморазрушающим образом и что им нужно активно работать над воссозданием норм своего общества посредством дискуссий, доказательств, культурных аргументов и даже культурных войн .

В современном обществе все большую роль играют новые, или высокие, как говорит Д. Нейсбит, технологии: компьютерные, генные, нанотехнологии. Человечество заворожено их успехами и поэтому либо боготворит их, либо ненавидит, ужасаясь последствий, но в обоих случаях относясь к ним неразумно. Высокие технологии должны быть сопряжены с глубокой гуманностью, и тогда они станут служит нам, а не уродовать нас, считает Дж. Нейсбит [см. 4] “Обсуждение и публичное понимание повышают наши шансы действовать мудро и осмотрительно в виде нарождающихся генетических технологий” – заявляет Дж. Нейсбит .

Во все времена великие представители человечества пытались представить себе, каким будет будущее общества. Пока общественная жизнь была относительно здоровой, будущее рисовалось в радужных тонах, и это нашло свое выражение в оптимистических моделях, которые представлены в социальных, технократических, социалистических и коммунистических утопиях (Платон, Т. Мор, Т. Кампенелла, Т. Мюнцер, Ф. Бэкон, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс).

По мере ухудшения здоровья общества, увеличения его социальных, экономических, политических и духовных недомоганий, происходило некоторое отрезвление, в XX веке появились обескураживающие и даже шокирующие модели возможного будущего: Д. Оруэлл, О. Хаксли, Н. Замятин продемонстрировали логическое завершение коммунизма и капитализма, в равной мере “непривлекательные и неприемлемые” (Д. Оруэлл “1984”; Н. Замятин “Мы”, О. Хаксли “О дивный новый мир”).

С крушением коммунизма выстраиваются в определенной мере “деидеологизированные концепции будущего”. Среди них следует обратить внимание на концепцию А. А. Зиновьева, известного и крупного философа второй половины. ХХ и начала ХХІ вв., поскольку он очень хорошо, “изнутри” знал и коммунизм, и капитализм. В своих работах “На пути к сверхобществу” и в социологически-футуристическом романе “Светлое будущие” А. А. Зиновьев говорит о будущем “сверхобществе” как таком социальном устройстве, которое лишается черт социальности и по существу выходит за пределы общества, превращается в монстра. Это “будущее общество есть общество не только моральных, психических и интеллектуальных уродов, каким уже является наше общество, но и уродов физических. Атомные испытания, искусственные продукты питания, отравленная природа, бактериологические, генетические и прочие эксперименты тому причина” .

М. Веллер в духе идей синергетики обосновывает в своем футурологически-философском сочинении “Кассандра” мысль о неизбежности разрушения современного общества самими людьми для возникновения принципиально новой общности, отвечающей законам установления в мире новой системы со всеми ей присущими атрибутами.

Именно поэтому человек и наделен сверхизбыточной энергией, которую он и воплотит во взрыве или подрыве общественного организма как уже устаревшей и разрушающейся системы. Ф. Фукуяма пишет о “великом разрыве”, переживаемом современным человечеством, в котором также содержится идея завершения нынешней истории, конца ее, и дает характеристику человека, “последнего человека” как он выражается в этой истории, наделенного тимотическим началом, утрачиваемым в условиях современности.

Э. Фромм, выдающийся мыслитель ХХ в. в целом ряде своих произведений проводит мысль о том, что действительной, подлинной настоящей истории как подлинно человеческом бытии, люди еще не изведали, они живут в предистории, каннибальской, по его характеристике.

К. Маркс также предполагал, что только в будущем человечество сможет жить по-человечески, только в коммунистическом будущем начнется подлинная история. Заметим, что Э. Фромм отчасти разделял марксистские идеи. Именно Э. Фромм, философ и психолог, диагностировал современное общество как нездоровое, больное.

Что привело человечество к разрыву, концу истории, к болезненному состоянию, которое выразилось в отчужденности людей от природы, общества и самих себя, в дегуманизации, морально-нравственной деградации, в деградации разумности, и в итоге – в утрате человечности?

Э. Фромм, поставивший диагноз современному больному обществу и убежденный в возможности воссоздания, реанимации здорового общества, предупреждал: “дегуманизированный человек очень скоро утрачивает не только чувства, но и разум, а в безумии своем – даже инстинкт самосохранения” .

Человек человеку становится роботом, человек умирает как человек, констатирует Э. Фромм.

Весь генетический пул человечества может быть изменен, вторит ему Дж. Нейсбит, человек может быть превращен во что угодно. Последний человек остается в предистории общества по мнению Ф. Фукуямы. Причины кроются в организации общества во всех аспектах его существования. В экономике – это безудержная и оголтелая погоня за прибылью, которая привела к тому, что экономика переросла свое прямое назначение – служить удовлетворению жизненно важных потребностей людей и стала обслуживать их нездоровые сверхпотребности. В политике возобладало стремление к власти во имя самой власти. В социальной сфере ослабление связей, их деструкция и извращение. Сокрушительное падение осуществляется в духовной области: деморализация, отчуждение, нарастание агрессии, культ наслаждения пронизали искусство, наука утратила всякие нравственные компоненты и превратилась в самоцель. Сдала свои позиции религия, сосредоточившись на области культа и организации и оставив на периферии веру в ее духовном средоточии.

Вырвалась из-под власти человека техника, а у человека не хватило мудрости и мужества удержать ее в качестве средства, положив ее пределы и меру.

В целом можно констатировать согласившись с А. А. Зиновьевым, что во второй половине ХХ века были утрачены представления о мере во всех сферах деятельности людей началось безудержное и тотальное нарушение меры, которое стало нормой , а значит меру как способ и условие нормальной жизни перестали принимать во внимание. с. Веллер также отмечает эту безмерность, когда пишет об отъявленном гуманизме, о безграничной свободе, перекосивших и изуродовавших социальную и нравственную сферу. Людям предоставили возможность наслаждаться сверх меры, потреблять сверх меры, развлекаться сверх меры, реализовывать себя во всем и всюду сверх меры.

В нашу жизнь ворвалась техника, меры применения которой мы не знаем и не хотим знать. Так, “интеллектуальная техника вторглась в такие сферы, где совершенно не нужна. Жизненно важные проблемы в этих сферах суть не математические и технические задачи … Обычный человеческий ум тут более, чем достаточен. Решающую роль тот играют желания и воля контрагентов, а не отыскание неких оптимальных вариантов. Использование интеллектуальной техники тут создает иллюзию важности ума, маскирует банальность дела и дает оправдание бесчестных поступков. Серьезные исследователи давно установили, что в девяноста случаях из ста, когда применяется сложнейшая интеллектуальная технология, без нее, в принципе, можно обойтись. … ни в каких компьютерах и ни с какими эмпирическими данными не выработаешь научное понимание общества. Тут нужен не компьютерный ум, представляющий собой гипертрофию лишь отдельных свойств человеческого интеллекта, причем самых простых, а ум совсем итого типа, ум творческий, широкий, многогранный, гибкий, диалектический. Компьютерное мышление убило живую ткань познания и творчества. В искусственный интеллект человечество загрузило огромную массу глупости, невежества, мракобесия. В понимании своего общества, своей жизни и самих себя мы оказались на уровне наших первобытных предков” – с горечью резюмирует А. А. Зиновьев .

Безмерное стремление все модернизировать выразилось в наивную и опасную идею о том, “что современный прогресс должен идти не по пути приспособления его достижений к человечеству, а по пути приспособления человека к его достижениям” .

Перенасыщенность информацией посредством одинаковой интеллектуально-информационной техники нивелирует наши природные различия и снижают интеллектуальный уровень. В принципе люди могут знать все, но при этом исключается всякая потребность в понимании.

Сложилась парадоксальная ситуация: все, что по замыслу должно помочь людям стать лучше, обедняет, демобилизует, парализует, оглупляет, омертвляет людей. Вместо “homo sapiens”, “homo moralicus”, “homo pulchris”, мы имеем “homo mechamicus”, “homo consumeris”, “homo economicus”. Человек постепенно превратился в существо, наделенное сверхчеловеческой силой; но при этом он не демонстрирует наивысшей разумности; по мере нарастания своей мощи и возможностям он не становится счастливее, а превращается в несчастное существо; предоставленный сам себе, завоевывая свободу, бежит от нее. Второй причиной сложившегося положения является перекос, перенос усилий человечества, его интеллектуального и жизненного капитала на сферу материального, технического, экономического, политического. Сложилось предубеждение, что задача первостепенной важности – создать человеку материальные условия, обеспечить комфорт, удобство, и в случае достижения оного само собой устроится и образуется нравственный и духовный порядок.

Никто не спорит, что нормальные условия необходимы для нормальной жизни. “Пока люди будут затрачивать основную энергию на то, чтобы защитить свою жизнь от посягательств и на то, чтобы не умереть с голоду, любовь к жизни будет чахнуть” – замечает Э. Фромм . И далее: “человек станет действительно человечным лишь в атмосфере, в которой он может надеяться на то, что он сам и его дети выживут в следующем году и будут жить многие годы спустя” .

Но кто и когда утверждал, что человек должен захлебнуться материальными благами, или самоуспокоиться в сытости, довольстве и безмятежной безопасности?

Человечество зациклилось на политическом переустройстве общества в демократическом аспекте. Часто забывается, что демократия не панацея, да и далеко не лучший способ организации социального бытия, что не раз провозглашалось в философии и политологии, начиная от Платона, Аристотеля.

“Невозможно отделить изменение нашей промышленности и политической организации от изменений в структуре нашего образования и нашей культуры. Ни одна серьезная попытка изменений или преобразований не будет успешной, если она не затронет одновременно все сферы”, – совершенно справедливо утверждает Э. Фромм .

Реорганизация и изменения касаются как раз политических, экономических, экономических, технических сфер, а сфера культуры и образования испытывает на себе негативные последствия бездумного перенесения этих изменений, о чем уже шла речь. Рынок, демократия и технические новации извратили сферу культуры и образования, устранили из них возможность развиваться по законам своего жанра: искусство коммерционализировалось и упростилось, нравственность вытеснилась в область личной жизни, образование техницизировалось. “В настоящее время нравственное поведение все еще можно найти в конкретной жизни многих отдельных людей, тогда как в целом общество дружными рядами движется к варварству” – не констатирует Э. Фромм . А Зиновьев А. А. всегда подчеркивает отсутствие у носителей западной цивилизации – западоидов – нравственных чувств и симуляцию нравственного поведения в тех случаях, когда им это выгодно. Исказилась сама цель общественного развития, которая была сформулирована нашими предшественниками: все во имя человека, для его блага.

“Мы гораздо больше нуждаемся в возрождении человека, чем в самолетах и телевидении, – писал Э. Фромм еще в середине ХХ века. (Сейчас можно было бы добавить, что мы не так уж нуждаемся в компьютерах, средствах мобильной связи и прочих технических забавах). – Если бы хотя бы крупицу разума и практического смысла, использованных в естественных науках, применить к решению человеческих проблем, то это позволит продолжить выполнение задачи, которая составляет предмет гордости наших предшественников в ХVIII веке” . Развитие науки, техники, технологии, индустрии не остановить, да и глупо было бы пытаться это сделать. Промышленный и научно-технический луддизм себя не оправдали.

Науки и техники не следует бояться и не стоит их боготворить. Они должны быть обузданы и в итоге управляемы, что человечеству по силам.

Кроме того, эти столь важные в жизни современного общества области должны быть гуманизированы. Э. Фромм говорил о “гуманистическом индустриализме”, о том, что мы должны сохранить индустриальный метод, но должны децентрализовать труд и государство, чтобы придать им гуманную соразмерность, Дж. Нейсбит, А. Швейцер о необходимости остаться человеком и не выходить за пределы человечности, А. А. Зиновьев предостерегал от превращения человека в сверхчеловека как выродившегося человека.

Образование ныне преследует цель создать человека организации” и оставляет в стороне необходимость научить человека жить по-человечески, т. е. ответственно и свободно, максимально реализуя себя и свою сущность, в состоянии любви к жизни и всем ее проявлениям; научить быть активно сотрудничающим гражданам.

У человека есть все основания и потенциальные возможности для этого, их нужно только высвободить, а не заниматься искусственным его конструированием, с помощью различного рода технологий, включая политтехнологии.

Бесперспективно и стремление отыскать новые идеи, выдвинуть лозунги. Все идеи уже давно сформулированы. “Нам не нужны ни новые идеалы, ни новые духовные цели. Великие учителя человечества уже сформулировали нормы здоровой человеческой жизни , с тех пор, как впервые зародилась идея о единстве рода человеческого и его судьбы, идеи и идеалы человечества были в основном одни и то же” , да и “люди нуждаются не в лозунгах, а в личностях, которые обладают мудростью, твердыми убеждениями и решимостью действовать в соответствии с этими убеждениями . В этих словах Э. Фромма содержится и мысль о бесполезности заклинаний в процессе образования, и конкретная задача ориентироваться на лучших представителей человечества, его духовную элиту.

Лозунги предлагает идеология, которая по словам А. А. Зиновьева, является средством оболванивания людей, превращения их в некие стандартизированные и нужные системе особи . Идеология создает априорные по отношению к человеку формы (клетки), сквозь призму которых человек воспринимает и должен воспринимать мир. Идеология неизбежна, но современные идеологии выродились так же, как и многие другие явления социально-духовной жизни, или измельчали, так как были извращены эпигонами. Сложилось так, что “массы людей всегда жили, живут и будут жить в идеологически-психологическом бреду” .

Чтобы вырваться из состояния этого бреда, “нам нужно серьезно отнестись к тому, во что мы верим, чему учим и что проповедуем … Внушение людям основных идеалов и норм нашей цивилизации – это в первую очередь задача образования” , – настаивает Э. Фромм. Следовательно, целью образования должно быть формирование личности, разумной и нравственной.

А. Швейцер и Э. Фромм совершенно справедливо и честно писали о том, что общество боится личности, поскольку она является средством выражения духа и истины, которым оно (общество) хотело бы заткнуть рот, и что, к сожалению, власть общества так же велика, как и этот страх.

А поскольку именно общество выстраивает определенную и нужную ему систему образования и воспитания, то приходится с сожалением констатировать, что образование современное не может формировать полноценную личность. Некогда человечество увлеклось изучением и преобразованием природы в своих целях и затем непринужденно, автоматически перенесло свой безграничный энтузиазм на человека, а теперь уже готово преобразовывать человека, вмешиваясь в его генетический код. В прошлое время пытались изменять человека в социальности аспекте, по менее, чем скудным знаниями о нем.

Даже природу следовало бы осторожно и осмотрительно изменять, с учетом всех предполагаемых последствий, тщательно взвешивая все “за” и “против”, не говоря о человеке.

Принимаясь за человека, на него смотрят также потребительски и хшунически, что совершенно недопустимо. Те из людей, которые безответственно и безрассудно посягают на человеческую природу, не только превышают свои всегда должные быть ограниченными в нормальном обществе полномочия, но замахиваясь на развившееся в течение миллионов лет человеческое существо, проявляет себя как “недочеловеки”. И в обществе должны появиться здоровые силы и мужественные люди, их носители, которые сумеют дать отпор таким нравственным, духовным уродам. До тех пор, пока не придет глубокое осознание необходимости бережного и гуманного отношения к человеку, сохранения его как человека, гибельности стремлений переделать человека в угоду чьим-то целям, вытравить у него его человеческое естество, общество не сумеет обеспечить себе жизнь и будущее. Целью общественного развития может и должен быть только человек.

Литература

1. Вемер М. Кассандра. – М.: АСТ, 2007.

2. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. – М.: Астрель, 2008.

3. Зиновьев А. А. Светлое будущее. – М., АСТ, 2006.

4. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2005.

5. Фромм Э. Здоровое общество. – АСТ: Хранитель. – М., 2006.

6. Фромм Э. Иметь или быть. – АСТ: Москва, 2008.

7. Фукуяма Ф. Великий разрыв.– М.: АСТ, ЗАО НПП “Ермак, 2004.

8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – АСТ, Москва: Хранитель, 2007.

Аннотация

Л. И. Зиннурова. Современная философия о прогнозах и перспективах будущего человечества.

В статье проводится анализ наиболее интересных и глубоких концепций, касающихся перспектив и прогнозов возможного будущего человечества и обосновывается вывод о необходимости духовного возрождения человека.

Zinnurova L. I. Modern philosophy of Prognoses and perspectives of Future Mankind.

The analusis of the most interesting and deep concepts conserning, perspectives and prognoses of possible future of Mankind is being done in the article.

Анотація

Л. І. Зіннурова. Сучасна філософія про прогнози і перспективи майбутнього людства.

У статті аналізуються найбільш цікаві і глибокі концепції, що стосується перспектив и прогнозів можливого майбутнього людства, а також обґрунтовується висновок про необхідність духовного відродження людини.

Зиннурова Л. И. – кандидат философских наук, доцент

gastroguru © 2017