Бадмаев петр александрович лечение. Тибетская медицина братьев бадмаевых вылечила тысячи безнадежно больных в царской россии

Более полутора месяцев продолжается голосование в проектах "Великие люди Забайкалья" и "Семь чудес Забайкалья". За это время посетители сайта информационного агентства "Забмедиа", а также читатели "Экстры" смогли ознакомиться со многими известными персоналиями, оставившими свой след в истории края, и рядом известных мест нашей малой Родины.

В этом номере газеты хотелось бы рассказать о судьбе человека, чья жизнь была полна тайн, а биография насыщена самыми невероятными событиями. Речь идет о Петре (Жамсаране) Бадмаеве, крестном сыне императора Александра III, уроженце Агинской степи, сумевшем стать приближенной особой к царской семье. Говорят, что легендарный Григорий Распутин по-настоящему боялся только Бадмаева. Среди современников Петр Александрович считался фигурой едва ли не мистической. О судьбе тибетского лекаря написано много, однако большинство фактов о его судьбе часто бывают искаженными и противоречат друг другу. Известно, что у Бадмаева, к счастью, есть много потомков. Один из них - писатель Борис Гусев, внук уроженца Забайкалья - опубликовал несколько литературных произведений и немало публицистики о своем деде. Сегодня на страницах "Экстры" - некоторые выдержки Гусева о этапах жизни Петра Бадмаева.

Судьбу предопределил брат

Жамсаран был самым младшим, седьмым сыном Засогола Батмы - скотовода средней руки. Старший сын в семье - Сультим - был эмчи-ламой (лекарем) и прославился своим искусством лечить по системе врачебной науки Тибета. Когда в Забайкалье вспыхнул тиф, то власти обратились за помощью к бурятским лекарям. В борьбу с эпидемией вступил Сультим со своими помощниками. Успешные результаты лечения удивили губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского. По рекомендации степняка пригласили в Петербург и устроили ему испытание в Николаевском военном госпитале, поручив лечить своими средствами самых безнадежных больных, в том числе страдающих бугорчаткой и раком. В итоге Сультим был награжден чином, с правом носить военный мундир и в служебном отношении пользоваться правами, присвоенными военным врачам.

Александр Александрович Бадмаев (он был наречен на русский манер Александром - Б.Н.) открыл в Петербурге аптеку лекарственных трав и занялся частной практикой. Еще перед отъездом в столицу он ходатайствовал перед губернскими властями, чтобы его младшего брата Жамсарана приняли в Иркутскую русскую классическую гимназию, которую тот в итоге закончил с золотой медалью. Теперь Александр просил родителей отпустить Жамсарана в Петербург - ему нужен был помощник, а в дальнейшем и преемник.

Жамсаран быстро адаптировался в новой среде, поступил на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно начал посещать лекции в Медико-хирургической Академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов. Он был чрезвычайно энергичным, общительным юношей с пытливым умом, всюду успевал, а вечерами перенимал от старшего брата тайны врачебной науки Тибета. Заочно сдав экзамены в Академии и получив право врачевания, Бадмаев, имея запас знаний европейской медицины, решил посвятить себя и медицине тибетской.

Дипмиссия на Восток

По примеру брата он крестился и взял себе имя Петр в честь своего кумира Петра Великого; отчество по имени императора. Крестным отцом его стал наследник-цесаревич, будущий император Александр III. По окончании университета Петру предложили должность чиновника 8 класса в Азиатском департаменте МИД Российской Империи. Работа была связана с поездками в Китай, Монголию, что отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книги "Жуд-Ши" - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета.

К сожалению, брат Александр рано умер, в 1873 году. И аптека, и пациенты перешли к Петру. Этот период в жизни Бадмаева мало известен. Он ездил с поручениями своего департамента в Тибет, Китай и Монголию, встречался с эмчи-ламами, стремился перенять у них как можно больше. Во время этих поездок Петр Александрович, естественно, ознакомился с событиями, происходящими в странах Востока. Побывав в Китае, он пришел к выводу, что правящая там маньчжурская династия скоро должна пасть (этот прогноз позднее подтвердился). Эти и многие другие мысли, в том числе и о преобразовании Приамурского края он изложил в записке о русской политике на Востоке. Записка эта датирована 1893 годом, и ее анализ компетентными службами сыграл большую роль во внешней политике России.

Вскоре Бадмаев получил генеральский чин действительного статского советника. После смерти Александра III в 1894 году он ушел в отставку и посвятил себя исключительно тибетской медицине.

"Как врач не имел равных..."

В Петербурге П.А.Бадмаев уже широко известен как врач. Об этом свидетельствует статья о нем, помещенная в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: "Бадмаевы - два брата, буряты. Александр Александрович Бадмаев был лектором калмыцкого языка Санкт-Петербургского университета в 60-х годах; Петр Александрович Бадмаев - младший брат и воспитанник предыдущего, родился в 1849 г. Лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных". По свидетельствам очевидцев, иногда увидев бедно одетого человека, пришедшего к нему на прием, говорил ему: "Спрячьте деньги, потом, потом, ..." и лекарства давал бесплатно. А, к примеру, миллионер Манташев за визит к доктору оставлял не менее 25 рублей золотом.

Как врач Бадмаев не имел равных. Лекарь встречал пришедшего к нему на прием больного и начавшего, было, излагать свои жалобы, фразой: "Подождите! Вначале я попробую определить то, чем вы страдаете, а если ошибусь, поправьте меня... ", - и тут же, вглядевшись в лицо пациента и прослушав его пульс, начинал говорить, чем страдает больной. Тот бывал поражен точностью диагноза и уже безоговорочно начинал верить в доктора.

По мере того как росла его слава, Бадмаева стали приглашать во дворец, обычно к одной из великих княжон, дочерей царя. Иногда во время посещения доктора появлялся император Николай II, которого Петр Александрович знал еще в юном возрасте. Поэтому врач считал возможным обращаться к нему с письмами. В частности, он жаловался царю на притеснения бурят при министре внутренних дел Плеве, запретившем им вести кочевой образ жизни. Несмотря на то, что он отстоял право номадов свободно перемещаться по степи, Плеве грозил выслать его в Архангельск. Бадмаев в ответ на эту угрозу отослал министру письмо, в котором была фраза: "Что касается Архангельска, то я поеду туда лишь вместе с Вами". По отзывам тех, кто лично знал П.А. Бадмаева, он был очень смелым человеком.

В 1919 году, находясь в заключении в Чесменском лагере, Бадмаев дал пощечину коменданту лагеря за то, что тот посмел обратиться к нему грубо и на "ты". Комендант отправил его на двое суток в карцер - в каменный мешок, где только можно было стоять по щиколотку в ледяной воде. После этого Петр Александрович впервые заболел тифом, который свирепствовал в лагере.

Дело Бадмаева живет

Волнения за близких, тюрьмы, допросы подорвали железное здоровье лекаря. Он легко мог бы избежать всех неприятностей, если бы выступил в газете со статьей, лояльной к новой власти, или принял бы иностранное подданство, как предлагал ему японский посол и при этом гарантировал беспрепятственный выезд из страны с семьей. Но он не захотел покинуть Россию в тяжкий час испытаний и испил всю чашу разочарования, крушения надежд.

Умер Бадмаев дома, в кругу семьи. 1 августа 1920 года его похоронили на Шкваловском кладбище. Умирая, он взял слово со второй жены Елизаветы Федоровны, что даже в день его смерти она не пропустила бы приема больных и продолжила его дело. Супруга выполнила завет мужа. С 1920 по 1937 годы она вела прием, имея официальное разрешение Ленгорздравотдела.

К сожалению, газетная полоса не позволяет рассказать о других, не менее интересных фактах из жизни известного земляка. Однако хотелось бы добавить, что Петр Бадмаев является автором объемного труда "О системе врачебной науки Тибета", издателем первой в Чите частной газеты "Жизнь на восточной окраине" (1896 г.), инициатором строительства до сих пор действующего дацана в Санкт-Петербурге…

Потомки его семьи живут и практикуют не только в России, но и за рубежом: в Польше, США. В Швейцарии сыном Александра Бадмаева Владимиром создан тибетский медицинский центр. Дело Петра Бадмаева продолжается и по сей день.

Прими участие!

Первый тур конкурса "Великие люди Забайкалья" продлится до 30 ноября. По его завершению будут определены 12 человек - участников финального голосования, которое пройдёт с 1 по 31 декабря. Результаты голосования будут объявлены 13 января в День российской прессы. Принять участие в акции "Великие люди Забайкалья" можно проголосовав на Интернет-сайте http://persona.zabmedia.ru , в газетах "Экстра" и "Вся Чита" или отправив SMS-сообщение на номер 5522.

Голосуя за «людей», отправьте SMS-сообщение со своего мобильного телефона на короткий номер 5522 с текстом ВЛ (VL), затем пробел и номер выбранного кандидата или его фамилию. Голосуя за «чудо», отправьте SMS-сообщение со своего мобильного телефона на короткий номер 5522 с текстом ЧУДЕСА (CHUDESA), затем пробел и номер выбранного чуда или его название.

Представители этой семьи стали первыми в Петербурге врачами тибетской медицины. В их практике присутствовало много непонятного и загадочного, но результаты она давала превосходные.
Самым известным представителем этой семьи стал Петр Александрович Бадмаев (1851–1920) , но начало династии положил его старший брат.

Сультим (Александр Александрович) Бадмаев происходил из семьи забайкальских скотоводов. В конце 50-х годов XIX века он перебрался в город на Неве и открыл первую аптеку экзотических лекарственных трав . Его младший брат Жамсаран, который называл себя потомком Чингисхана, окончил иркутскую гимназию. В Петербурге оба брата приняли православие. Так Жамсаран стал Петром Александровичем. Его крестным отцом был будущий император Александр III.

В 1871 году Петр Бадмаев поступил на восточный факультет петербургского Университета и одновременно стал учиться в Медико-хирургической академии. Окончив оба учебных заведения, этот «сын бурятских степей» стал одним из самых высокообразованных людей своего времени. С 1875 года Петр Бадмаев служит в азиатском департаменте Министерства иностранных дел . Он совершает служебные поездки в Китай, Монголию, Тибет , выполняет различные ответственные поручения, связанные с усилением влияния России в этом регионе.

Это его стараниями был устроен неофициальный визит Далай-ламы в Петербург и его встреча с российским императором. А состоялась эта высокая встреча после того, как Бадмаев подал на высочайшее имя «Записку о задачах русской политики на азиатском востоке». Автор предсказывал, как будут развиваться события в этом регионе в ближайшее десятилетие. Предложения же Бадмаева состояли в мирном присоединении к России Монголии, Тибета и Китая. Внутренняя логика идеи такова: не возьмет Россия, возьмут англичане… Петр Александрович считал, что усиление влияния России на Востоке должно идти через торговлю.

Выйдя в отставку, он целиком посвятил себя врачебной практике.На рубеже веков Петр Бадмаев известен в столице не только как один из самых успешных практикующих врачей , но и весьма влиятельное лицо , так как среди его пациентов было много представителей высшего света и даже императорской семьи.

С легкой руки Валентина Пикуля в советские времена за Бадмаевым закрепилась репутация политического интригана из ближайшего окружения Распутина. Затем этот негативный имидж перекочевал в фильм Элема Климова «Агония», основой сценария которого стал роман Пикуля «Нечистая сила» . Многие исследователи отмечали, что исторические романы Пикуля (хоть и основаны на архивных документах) грешат многими неточностями и ошибками.

Наверное, реальный Бадмаев мало походил на созданный в романе персонаж. У Пикуля он представлен шарлатаном от медицины, в лечебнице которого на Поклонной горе в промежутках между процедурами решаются судьбы Российской империи. Думается, что здесь допущено определенное «художественное преувеличение». Но то, что Распутин был одним из постоянных пациентов Бадмаева и что именно в его владениях «святой черт» частенько встречался с министрами, царедворцами и банкирами, - неоспоримые факты. Насколько сам Бадмаев был причастен к политическим интригам, мы судить не можем. Документов об этом не сохранилось.

Зато сохранились и сейчас уже опубликованы архивные документы, адресованные Бадмаевым высшим чиновникам империи. Он не уставал убеждать их в необходимости усиления российского влияния на Востоке . Известны и экономические проекты Бадмаева, которые он предлагал как основу этого влияния. Им было организовано Забайкальское горнопромышленное товарищество . Много внимания уделял Бадмаев железнодорожному строительству , настаивая на создании ветки от Семипалатинска до границы с Монголией и далее. В Петербурге он основал частную гимназию для детей из Бурятии. Проекты Бадмаева затрагивали не только Сибирь и Дальний Восток. За считанные дни до падения монархии он подает Николаю II докладную записку о необходимости развития Мурманского порта и продолжении строительства железной дороги. Эти планы были реализованы уже в советское время. Их жизненная необходимость для страны подтвердилась в ходе Великой Отечественной войны, когда именно через Мурманск шли в Россию военные грузы из-за океана.

Сам же Петр Александрович Бадмаев ненадолго пережил империю. По решению Временного правительства он был выслан в Финляндию , но вскоре снова возвращается в Петроград. При советской власти Бадмаев пытался вернуться к медицинской деятельности , но безуспешно. Несколько раз его арестовывала ЧК, но серьезных обвинений предъявлено так и не было. Он умер в своей постели в 1920 году.

С началом перестройки однозначно отрицательная оценка личности Бадмаева начинает постепенно меняться. Достоянием гласности становятся неизвестные ранее документы и свидетельства. Понятно, что наибольший интерес к бадмаевскому наследию проявляли и до сих пор проявляют в Бурятии .

В 2006 году в Улан-Удэ торжественно отмечали 155-летие со дня рождения Петра Александровича Бадмаева. В Национальной библиотеке республики, где ведется большая работа по изучению бадмаевского наследия, собрались его многочисленные потомки и последователи. Многие из них продолжают заниматься тибетской медициной. Наиболее известен внучатый племянник Петра Бадмаева доктор Владимир Бадмаев. Он представляет четвертое поколение этой медицинской династии и продолжает попытки найти оптимальное сочетание принципов традиционной западной медицины с практикой тибетского врачевания.

На встрече был показан фильм о жизни и деятельности Петра Бадмаева, снятый его внучкой Зинаидой Дагбаевой. Также среди родственников была правнучка Петра Бадмаева Ольга Вишневская, которая живет в Санкт-Петербурге. В Бурятии проживают много потомков Петра Бадмаева. По их инициативе создан фонд его имени.

Материал взят с сайта http://www.utrospb.ru/

Его отец вёл кочевой образ жизни в Агинской степи Забайкалья. Год рождения П.А. неизвестен. Без всяких оснований в энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения указан 1849, а в современном энциклопедическом словаре дается 1851. В его следственном деле лежит справка ЧК, где указано, что он родился в 1810. В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 он написал:

«Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, - сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца ».

Его дочь говорила:

«Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет ».

П. А. Бадмаев был крестником императора Александра III. При принятии православия, Бадмаев выбрал себе имя в честь своего кумира - Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица, - так Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его. Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника, получившего несколько ножевых ран при втором покушении на него.

П. А. Бадмаев окончил гимназию в . В 1871 поступил в Петербургский университет на восточный факультет. В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии. С 1875 на службе в Азиатском департаменте МИД. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевой.

Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления). Пользовался доверием императора Александра III и Николая II. Долгое время лечил цесаревича Алексея. Выступал против Григория Распутина. На Поклонной горе имел дом, при котором находился огород, на котором он выращивал целебные травы.

Создал торговый дом «П. А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893-1897 в Забайкалье. Целью торгового дома была торговля с бурятами. В здании торгового дома «П. А. Бадмаев и Ко» в Чите с 1895 издавалась первая частная газета Забайкалья «Жизнь на восточной окраине». Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил местную породу лошадей благодаря покупке Торговым домом Бадмаева чистокровных английских скаковых лошадей. Содействовал миссионерской деятельности Забайкальской духовной епархии. В 1909 организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков.

В 1893 после нескольких экспедиций в Монголии, Китаю и Тибет, Бадмаев-дипломат написал и подал императору Александр памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придем мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет.) Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Император наложил на письмо резолюцию:

«Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха ».

За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин - действительного статского советника.

Строившаяся при Александре III способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной окраины империи, до этого оторванной от центра. В своем докладе императору Бадмаев предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юг - на Тибет, построив для этого еще одну железную дорогу к городу Ланчжоу-фу, расположенному в 1500 верстах от границы Российской империи и являющемуся, по мнению Бадмаева, ключом к Тибету. «Ланчжоу-фу - ключ в Тибет, Китай и Монголию. Вся торговля Китая попадет в наши руки , - убеждает он императора. - Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнется финансово-экономическое могущество России ».

Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витте. В сопроводительной записке к докладу тот пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему «весьма серьезными » и «устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить ее своему политическому влиянию ».

Больше повезло Бадмаеву с Николаем II. На этот раз он воздействовал на царя с помощью Распутина. 1 января 1904 года Бадмаев пишет императору:

«Корень русской политики на Востоке лежит не в Китае, а именно в Тибете. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос - нуль по сравнению с тибетским ».

Не прошло и двух дней со дня написания письма, как по личному распоряжению императора на Тибет отправился подъесаул Уланов. Он получил двойное задание: во-первых, разузнать, что там делается, во-вторых, постараться настроить тибетцев против англичан. Начавшаяся через три недели война с Японией поставила крест на попытках Бадмаева установить контроль над тибетскими ущельями.

В 1911 и 1916 вместе с П. Г. Курловым и Г. А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. Именно он первым внятно высказался за строительство Сибирской магистрали, впоследствии известной под именем .

В 1917 после февральской революции П. А. Бадмаев был выслан в Хельсинки. Зимой 1919-1920 находился в заключении в Петербургской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920. Похоронен 1 августа 1920 на Шуваловском кладбище в Петрограде.

Среди эзотериков ходят слухи, что П. А. Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества Зелёный дракон. Из-за отсутствия какой-либо официальной документации в тайных организациях, аргументы «против» этого или «за» -- безосновательны.

Племянник Бадмаева, Николай, возглавлял клинику тибетской медицины в Кисловодске, потом в Ленинграде; лечил Горького, Алексея Толстого, Бухарина, Куйбышева и прочую элиту. Он был арестован и в 1939 расстрелян.

Вдова Бадмаева, Елизавета Федоровна, провела 20 лет в лагерях, но выжила и сохранила архив, который находится сейчас у ее внуков, которые добиваются реабилитации бадмаевской памяти: изданы книги о нем, переиздан перевод «Жуд-Ши», выдвигшается идея назвать именем целителя одну из улиц Улан-Удэ. В том же архиве лежит неизданная третья часть «Жуд-Ши» - практические рекомендации по изготовлению лекарств.

Родственники Бадмаева продолжают заниматься тибетской медициной.

В 1991 по постановлению Президиума Академии наук был издан однотомник трудов Петра Бадмаева "Основы врачебной науки Тибета «Жуд-Ши».

Сочинения

  1. Проект включения Тибета, Монголии и Китая в Российскую империю «О задачах русской политики на азиатском Востоке». - 1893 г.
  2. Главное руководство по врачебной науке Тибета «Жуд-ши». - СПб, 1903. - 159 стр.; М.: Наука, 1991.
  3. Ответ на неосновательные нападки членов медицинского совета на врачебную науку Тибета. - СПб, 1911. - 72 стр.

Литература

  1. Гусев Б. Доктор Бадмаев. – М. : Русская книга, 1995.
  2. Лобанов В. Г. Старая Чита. Документальный рассказ. Издание второе, исправленное и дополненное. - Чита: Степанов М. А., 2003. - 336 с.
  3. Кузьмин Ю.В. Кто вы, доктор Бадмаев? Восточные миражи доктора Бадмаева. - Улан-Батор, 2006. - 137 с.
  4. Кузьмин Ю.В. Восточные проекты доктора П.А.Бадмаева. - Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2006. - 184 с.
Петр Бадмаев - биография и легенда
Датой своего рождения Бадмаев во всех документах называл... 1810 год (умер он в 1920-м). Дочь его, появившаяся на свет в 1907 году, уверяла, что на момент ее рождения отцу было сто лет! Требуя выпустить его из тюрьмы, куда он в 1920 году попадал неоднократно (впрочем, к счастью, всегда ненадолго), Бадмаев писал: "Я, старик 109 лет, известный всей России"... Насчет известности он не преувеличивал - может, и в вопросе о возрасте был точен?

Правда, строгий словарь Брокгауза и Эфрона без всякой романтики называет год его рождения: 1849. Никаких документов, подтверждающих эту дату, тем не менее нет. А по внешнему виду Бадмаеву легко можно было дать и 50, и 100. Мужской силы он не утратил до последних дней...

В 1854 году в Забайкалье разразилось моровое поветрие - тиф.

Генерал-губернатором Восточной Сибири был граф Муравьев-Амурский, он приказал для борьбы с эпидемией найти самого сведущего в медицинской науке Тибета местного врача. Бурятский совет старейшин назвал Цультима. Семейное предание говорит, что тот потребовал роту солдат: "Лекарства - моя, солдата - ваша. Кордон держать". Эпидемию остановили. Согласно семейной легенде, на вопрос о награде Цультим ответил так: скрестил руки на груди и прикоснулся пальцами к плечам, намекая на офицерские погоны.

Он хотел быть русским военным врачом.

Губернатор написал в столицу о необычном целителе. В 1857 году Цультим был уже в Петербурге, лекарским помощником в Николаевском военном госпитале, а в 1860 году открыл аптеку тибетских лекарственных средств и вызвал к себе Жамсарана, который с золотой медалью окончил гимназию. В 60-е годы он жил у брата и перенимал у него врачебную науку Тибета.

Бывал в православном храме Св. Пантелеймона Целителя. В эти годы, уже зрелым человеком, он принял важнейшее решение - креститься.

Сам он писал: "Я был буддистом-ламаитом, глубоко верующим и убежденным, знал шаманизм и шаманов, веру моих предков. Я оставил буддизм, не презирая и не унижая их взгляды, но только потому, что в мой разум, в мои чувства проникло учение Христа Спасителя с такой ясностью, что это учение Христа Спасителя озарило все мое существо". Так у него появилось второе, русское имя - Петр. Но с буддизмом Бадмаев не порывал: когда в Петербурге был заложен дацан, буддийский храм, сын скотовода принял участие в финансировании строительства.

Настоятель храма Св. Пантелеймона Целителя сам привез Бадмаева в Аничков дворец, где и произошла его встреча с крестным отцом - наследником престола, будущим Александром III. Государь-наследник спросил Жамсарана: до какого колена у бурят принято изучать свою родословную?

Принято до девятого, но я учил до одиннадцатого, потому что в одиннадцатом колене род наш происходит от Чингисхана,- был ответ.

Так потомок Рюрика окрестил потомка Чингисхана. Имя Бадмаев выбрал в честь своего кумира - Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица. Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881 году, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его.

Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника после второго покушения на него (тогда Иоанн получил несколько ударов ножом).

В 1871 году Петр Александрович поступил на восточный факультет Петербургского университета и одновременно - в Медико-хирургическую академию. Оба учебных заведения он окончил с отличием, но его врачебный диплом остался в академии. Дело в том, что выпускник должен был давать клятву, что лечить будет лишь известными европейской науке средствами,- Бадмаев же мечтал посвятить себя врачебной науке Тибета, все секреты которой были собраны в старинном трактате "Жуд-Ши".

По выходе из университета он попал в Азиатский департамент министерства иностранных дел и вскоре отправился в длительную экспедицию по Монголии, Китаю и Тибету. Как дипломат он прощупывал там политическую ситуацию: Россия боролась за влияние на Востоке.

Как ученый Бадмаев вплотную занялся делом своей жизни - переводом тибетского медицинского трактата.

В России к концу XIX века врачебная наука Тибета завоевала огромную популярность. На прием к Бадмаеву - исключительно демократичному врачу - записывались и рабочие? и министры.

В энциклопедии Брокгауза о Бадмаеве говорилось: "Лечит все болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных".

По отзывам пациентов, половине больных от бадмаевского лечения становилось лучше, половине - хуже. Наследника Бадмаев не лечил, но пользовал членов царской семьи, министров, а позже - большевистских комиссаров.

Гонораров он не брал, но получил в подарок от царицы икону Казанской Божией Матери в окладе с бриллиантами.

Временное правительство после допроса выслало Бадмаева за границу, но уехал он недалеко, в Финляндию. Большевики в ноябре 1917-го разрешили ему вернуться - согласно легенде, он лечил революционных матросов от сифилиса. Он продолжал принимать больных, несколько раз был арестован за "контрреволюционную агитацию" (язвительный старик так и не научился держать язык за зубами).

Японский посол предложил ему уехать в Японию, но Бадмаев отказался. Были конфискованы его особняк в Петрограде, земли на Дону и в Забайкалье, но ему оставили приемную на Литейном и деревянный дом на Ярославском проспекте.

30 июля 1920 года Бадмаев умер у себя дома, на руках у жены. За три дня до смерти он отказался от всякого лечения. Умирая, взял слово с жены, что даже в день его смерти она не пропустит прием больных и будет продолжать его врачебное дело.

Дочери незадолго до смерти отца видели в церкви, стоявшей близ деревянного дома на Ярославском, таинственный свет среди ночи...

Етр Бадмаев - выдающийся бурятский травник и целитель - был лично знаком с двумя российскими императорами и лечил самого Иоанна Кронштадтского. В этом разделе мы размещаем статьи других авторов, которые на наш взгляд могут быть в той или иной степени полезны посетителям сайта.


Все статьи на сайте

Петр Бадмаев - великий знахарь из Бурятии

Петр Бадмаев. До революции 1917 года это имя гремело по всей России. Его знали и во дворцах петербургской знати, и в юртах кочевников в далекой Бурятии. Он был вхож в царские покои, к его мнению прислушивались министры, ему внимал сам Григорий Распутин, он занимал важные государственные должности. Но главным делом всей его жизни была тибетская медицина.

Правда или вымысел?

Петр Бадмаев был личностью известной, а удел таких - домыслы, сплетни. Один из самых распространенных слухов о Бадмаеве гласил, что он будто бы дожил до 109 лет, а в 100-летнем возрасте у него родилась дочь. Такую крепость и мужскую силу объясняли его увлечением восточными травами. Мол, ежедневно старичок принимает нужные отвары, а потому в 100 лет еще ого-го - огурец! Откуда взялся этот лестный для Петра Александровича миф, сказать трудно. Возможно, его сочинили благодарные пациенты, а может, предприимчивый бурят придумал его сам для пущего эффекта. Биографы Бадмаева тоже любят начинать рассказ о нем именно с этого «факта».

А в качестве доказательства обычно приводят справку из следственного дела ЧК, в которой Бадмаев собственной рукой написал следующее: «Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца». А его родная дочь подтверждала: «Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет». Наверняка у Петра Александровича имелись свои причины для того, чтобы добавить себе годков. Кто его знает, может, он хотел разжалобить советскую власть, когда его кинули за решетку. На самом деле упрямые факты говорят о другом.

Из грязи в князи

В биографии деда его внук в подробностях рассказал о том, как Петр Бадмаев оказался в Санкт-Петербурге. История была замечательная. В середине XIX века в Забайкалье вспыхнула эпидемия тифа. Генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский приказал найти для борьбы с болезнью самого сведущего в медицинской науке местного врача. Бурятский совет старейшин выбрал Сультима Бадмаева. Семейное предание гласит, что тот потребовал роту солдат со словами: «Лекарства моя, солдата ваша. Кордон держать».

Как уж там справлялся бурят с эпидемией, история умалчивает, но болезнь остановил. Когда Муравьев-Амурский спросил у Сультима, какую он желает награду за труды, тот скрестил руки на груди и прикоснулся пальцами к плечам, намекая на офицерские погоны. Губернатор написал в столицу прошение о награждении целителя. В Петербурге решили, что такой замечательный врач должен находиться в столице, а не на окраине Российской империи. Так Сультим Бадмаев оказался в городе на Неве. Там ему устроили испытание: в Николаевском военном госпитале поручили вылечить безнадежных больных.

Результат превзошел все ожидания, больные поправились, а Бадмаеву разрешили носить военный мундир и пользоваться правами военных врачей. В 1860 году Сультим открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарственных трав и в помощь вызвал из Бурятии младшего брата - Жамсарана. Тот недавно окончил гимназию в Иркутске. Жамсаран - самый толковый из братьев Бадмаевых - успевал все: помогал старшему брату, готовился к вступительным экзаменам на восточный факультет Санкт-Петербургского университета, посещал лекции в Императорской медико-хирургической академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов.

В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона годом рождения Жамсарана назван 1849 год, в других источниках - 1851-й. Точной даты рождения нет нигде, но очевидно, что к моменту, когда он появился в Северной столице, это был еще совершенно молодой человек. Трудолюбие Жамсарана не знало границ - он работал по 16 часов в сутки! В итоге успешно выдержал все экзамены и получил право врачевать. Однако европейская медицинская традиция его мало привлекала, и он решил посвятить себя тибетской медицине.

Крутой поворот

В жизни Бадмаева было много зигзагов и неожиданных поворотов. Один из них - крещение в православие. Для бурята это был непростой шаг А тем более для бурята с необычной родословной. Еще одна семейная легенда гласит, что братья Бадмаевы - потомки великого Чингисхана. «Я был буддистом-ламаитом, глубоко верующим и убежденным, знал шаманизм и шаманов, веру моих предков, - писал он. - Я оставил буддизм, не презирая и не унижая их взгляды, но только потому, что в мой разум, в мои чувства проникло учение Христа Спасителя с такой ясностью, что озарило все мое существо».

Поворотным моментом в судьбе Бадмаева стала встреча со знаменитым священником и проповедником Иоанном Кронштадтским, которого Жамсаран лечил тибетскими травами. Беседы с Иоанном перевернули душу и сознание бурята и привели к православию. Настоятель храма Святого Пантелеймона привез Бадмаева в Аничков дворец, где познакомил с цесаревичем, будущим царем Александром III. Наследник стал крестным отцом Бадмаева, а имя новообращенный выбрал в честь своего кумира - Петра Великого. Но с буддизмом Петр Александрович не порывал. Когда в Петербурге началось строительство дацана, он первым выделил средства.

На все руки мастер

В 1881 году Петр Александрович собрался в свою первую двухлетнюю поездку на Восток - в Монголию, Китай и Тибет. Его благословил в дорогу Иоанн Кронштадтский. Петр во что бы то ни стало хотел раздобыть подлинные рукописи книги «Жуд-Ши» - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета.

Старинная фамилия Батмы и принадлежность к одной из ветвей рода Чингисхана открывала перед Бадмаевым все двери. Но Петр Александрович искал не только травы и древние манускрипты - политика также входила в сферу его интересов. Сметливый бурят быстро сообразил, что правящая маньчжурская династия доживает последние дни. По возвращении в 1893 году домой он предоставил царю записку, в которой предлагал присоединить к Приамурью Монголию и Тибет. В противном случае, предрекал он, туда вторгнутся англичане.

Александр III наложил на записку свою резолюцию: «Все это так ново, оригинально, что с трудом верится в возможность существования». За представленный труд Бадмаев получил генеральский чин - действительного статского советника. Но дальше дело не пошло. Когда на трон взошел Николай II, Бадмаев пытался воздействовать и на него через Григория Распутина. Император заинтересовался его предложениями, но начавшаяся воина с японцами поставила крест на попытках Бадмаева установить контроль над тибетскими ущельями. Бадмаев не унимался: именно он первым выступил с проектом Сибирской железной дороги, впоследствии известной как БАМ.

За государственными делами Петр Александрович не забывал лечить. Практика у него была обширнейшая. В плане диагностики он не знал себе равных. Мог указать на болезнь пациента только по его глазам, цвету волос, кожи, пульсу, вкусовым пристрастиям, наклонностям и настроению. Он мог даже предсказать появление той или иной болезни за год, а то и за два, и таким образом предотвратить ее.

Монархист

Когда грянула Октябрьская революция, Петр Александрович открыто заявил о своих монархических взглядах. Его несколько раз арестовывали и бросали в тюрьму. Выручали пациенты: обязательно находился кто-то, кто раньше пользовался его услугами. Известен случай, когда из тюрьмы его освободили матросы, которых прежде Бадмаев лечил от сифилиса.

В 1919 году, находясь в заключении в Чесменском лагере, Бадмаев влепил пощечину коменданту за то, что тот посмел обратиться к нему грубо и на ты. Комендант отправил арестанта в карцер - каменный мешок, где можно было только стоять по щиколотку в ледяной воде. В лагере доктор заболел тифом, который подорвал его здоровье. По возвращении из лагеря доктор уже не мог ходить. Японский посол предлагал Бадмаеву и его семье японское подданство и обещал беспрепятственный переезд в Токио. Петр Александрович остался верен родине и испил до конца свою чашу страданий.

Он умер в 1920 году в окружении родных, в маленьком домике, который оставили ему большевики. Умирая, взял с жены слово, что в день его похорон она не бросит приемную и больных. Елизавете Федоровне Бадмаевой тоже досталась нелегкая доля. В 1937 году ее арестовали. Ей было 68 лет. Два с половиной года она провела в ГУЛАГе, затем ей разрешили жить в любом провинциальном городе. Она выбрала Вышний Волочек. Лишь в 1946 году ей позволили вернуться в Ленинград. Имя Бадмаева долгие годы находилось под запретом. Однако о нем помнили: каждое воскресенье Елизавета Федоровна посещала могилу мужа, где всегда находила свежие цветы от благодарных пациентов.

Примечания

1. Бадмаев Петр - Основы врачебной науки Тибета. Жуд-Ши -

gastroguru © 2017