Монархия и ее виды. Виды монархии: понятия и классические признаки Монархия вики

Содержание статьи

МОНАРХИЯ , форма правления, характеризующаяся единовластием, обычно передаваемым по наследству. На племенном этапе развития во многих первобытных обществах, известных антропологам в наши дни, монархический принцип выражается в институте вождей. Любой вид индивидуального лидерства среди людей имеет в какой-то степени монархическую природу, но на практике следует различать свободно избранного вождя, чье влияние основано на способности выразить согласие группы, и лидера, власть которого опирается на обычай, традицию, право, поддержку духовенства или любую другую основу, отличную от добровольного сотрудничества. Монархическим является только второй род власти; решающее различие заключается в том, как именно признается господство личности, принимается ли оно стихийно (лидерство) или институциональным установлением (монархия), позволяющим отдельному лицу пользоваться властью независимо от его личных качеств. Таким образом, один из основных критериев состоит в том, должен ли правитель заслуживать своего кресла или трона.

Почти все монархии в истории были наследственными, причем до такой степени, что претенденты проверялись не на пригодность к правлению, а на легитимность, т.е. на происхождение по прямой линии от правившей прежде семьи. Это не противоречит тому, что новые династии обычно прибегают к захвату власти, ведь затем, как правило, тщательно фабрикуются соответствующие генеалогические документы или устанавливается связь, через брак или усыновление, со старой династией. По самой своей природе монархия выглядит чрезвычайно приспособленной к потребностям общества, тесно связанного с традициями, и это подтверждается тем, что цари часто исполняли, кроме обязанностей руководства и управления, разнообразные священнические и символические функции. Большинство монархов стремилось одобрять и поддерживать народную веру в божественное происхождение престола и их семей. Снижение престижа и власти монархов в последнее время отчасти отражает рост мирской ориентации современной цивилизации.

В 19, 20 и 21 вв. многие монархии сумели приспособиться к изменившимся условиям и стать символическими воплощениями культурного единства своих народов. Религиозную санкцию в какой-то степени заменил мощный психологический императив национального чувства.

Что касается возможности поддержки монархических институтов, проистекающей от верности экономическим и социальным догмам, то здесь пока убеждающие примеры отсутствуют. Современные тоталитарные диктатуры демонстрируют нечто близкое, но они основаны на персональных качествах привлекательного вождя. Кроме того, здесь проблема установления легитимности решается новым способом, совершенно не связанным с обращением к историческому прецеденту, что существенно для монархии. Наследование является другим важным критерием существования монархических институтов, и по нему также недостает опыта, которым можно было бы обосновать суждение о возможности регулярного наследования в современной диктатуре. Наконец, режиму, где каждый, кто занимает высший пост, является узурпатором, как было до сих пор, едва ли может соответствовать принцип легитимности.

Происхождение монархии.

Истоки монархии обнаруживаются в далеком прошлом, до возникновения письменности и летописной истории. Мифология и фольклор всех стран повествуют о царях, приписывая им легендарные проявления доблести, благочестия, дальновидности и справедливости, или – довольно часто – поступки противоположного свойства. Стереотипы царя-воина, безгрешного монарха, царственного законодателя и верховного судии свидетельствуют о разнообразных ролях, которые цари были призваны исполнять.

Какую из этих ролей можно выделить как первостепенную или решающую при возникновении доисторической монархии – предмет долгих дебатов. Одни считали, что катализатором выступила военная функция, и лидерство в войне, стоило сражениям прекратиться, обычно вело к присвоению священнических, судебных, экономических и других функций. Некоторое подтверждение этой точки зрения можно найти как у древних, так и у современных примитивных народов в известной тенденции передавать во время кризиса отдельным лидерам или правителям чрезвычайную власть – например, при угрозе внутреннего раскола или внешнего нападения. Таким было и царствование в древней Спарте, и диктатура в Римской республике, да и полномочия военного времени у современных демократических лидеров обнаруживают эту тенденцию.

Раз уж короли под предлогом национальной обороны получили доступ к новым источникам доходов, они не слишком спешили освободиться от них, вернувшись к мирной жизни. Во Франции первая королевская постоянная армия появилась после окончания Столетней войны, когда бродячие банды бывших солдат стали представлять такую угрозу, что королю пришлось нанять часть из них на постоянную службу, чтобы подавить остальных. Для монархов было вполне логично и естественно использовать новые ресурсы, финансовые и военные, чтобы держать в благоговейном страхе собственных могущественных подданных – феодальных магнатов. Городской средний класс в целом приветствовал усиление королевской власти, потому что оно принесло ряд преимуществ, для них особенно привлекательных: рост общественного порядка и безопасности личности и собственности; большее единообразие в правовых нормах, чеканке денег, мерах и весах; более дешевое и надежное правосудие; поддержку для торговцев в чужих краях; благоприятные возможности для коммерции (например, поставки в королевскую армию формы и снаряжения, оснащение королевского флота или сбор королевских налогов).

Со своей стороны король был рад воспользоваться деньгами и умом своих подданных из среднего класса, ведь таким образом он мог освободиться от традиционных ограничений, например, феодальной идеи, что «король должен жить на доходы со своих поместий». Кроме того, новая королевская гражданская служба нуждалась в сотнях служащих, и люди, подготовленные в конторах купцов, могли теперь дополнить или заменить духовенство как источник пополнения рядов грамотных бюрократов. Таким образом, возник действенный союз или даже симбиоз в отношениях между королями Нового времени, стремившимися приумножить свою власть, и их бюргерами, искавшими пути приумножения своих богатств. Именно на этом сотрудничестве, часто спонтанном и непреднамеренном, строился абсолютизм монархий в начале новой истории. Естественно, другие обстоятельства, иногда местные или личного характера, также играли известную роль.

Экономические факторы в Западной Европе . Условия в этом регионе особенно благоприятствовали консолидации монархии в 16 и 17 вв. Это была эпоха исследований и открытий, экспансии и колонизации – деятельности, которая увеличивала преимущества стран, обладавших энергичным и сконцентрированным управлением. Морские экспедиции были опасными и дорогостоящими, международное соперничество – острым, так что финансовая поддержка и содействие короля были жизненно необходимы. Португалия , Испания, Франция и Англия обнаружили, что их монархические институты весьма пригодны для продвижения открытий и эксплуатации новых земель, а династии этих стран изрядно выгадали от участия в такой деятельности. Одни голландцы оказались народом, приобретавшим колонии при республиканской форме правления, и заслуживает внимания тот факт, что Нидерланды воспользовались преимуществами небольшой территории, коммерческой эффективности и культурной однородности в гораздо большей степени, чем любой из их монархических соперников. По тем же причинам голландцы не слишком нуждались в политике, нацеленной на построение государственной экономики, которую называли по-разному: меркантилизм, этатизм, камерализм или – по имени ее величайшего французского представителя Жана-Батиста Кольбера – кольбертизм. Хотя в целях и методах можно обнаружить множество вариаций, основной задачей в меркантилистском искусстве управления был рост процветания и богатства подданных короля, необходимый для того, чтобы король мог собирать больше налогов.

Военные и религиозные факторы в Центральной Европе . Рост централизованного абсолютизма здесь меньше зависел от экономических факторов, чем от политических, религиозных и военных. Положение Австрии как оплота против турок способствовало монархической консолидации при Габсбургах и упростило преобразования Венгрии и Богемии в наследственные королевства. Абсолютизм также мощно продвигался протестантской Реформацией и длившимися столетие после ее возникновения религиозными войнами. Лютер и другие вожди протестантизма передали функции искоренения церковных злоупотреблений местным князьям как божественно назначенным пастырям, и Лютер, в частности, проповедовал полное повиновение княжеской власти. В Германии и Скандинавии короли и князья воспользовались Реформацией для конфискации («секуляризации») имущества церкви и монастырей, притеснения католиков и феодальной оппозиции в городах и среди знати, а также для замены католических епископов новыми и более покорными церковниками. В Англии Генрих VIII действовал во многом аналогично, хотя протестантизм англиканской церкви был не столь радикальным.

Абсолютная монархия.

В католических, как и в протестантских странах, самые острые конфликты происходили в Тридцатилетнюю войну , сильно поощрившую концентрацию власти в монарших руках. (Попутно можно отметить, что после Трентского собора середины 16 в. папство резко укрепило свою монархическую власть.) Истребительная война во Франции между протестантами-гугенотами и католиками сначала довела монархию до фактического бессилия, но затем противодействие религиозными распрям помогло восстановить королевские полномочия при Генрихе IV и расширить их при кардинале Ришелье . Вестфальский мир (1648), предоставивший суверенные права мира и войны германским государствам Священной Римской империи, ускорил переход от средневекового Христианского мира (Respublica Christiana) к территориальному абсолютизму, ставшему уже естественным в Германии, как и в землях Габсбургов. Несколько самых энергичных государств, в том числе Франция и Бранденбург, закончили войну, не только увеличив территории, но и со значительным внутренним структурным усовершенствованием, подсказанным нуждами и возможностями войны.

Теория абсолютизма . Политическая теория отражала новую доминирующую роль территориальных повелителей. Королевские юристы не замедлили обратиться к римской императорской юриспруденции – особенно за формулировками из Кодекса Юстиниана – для обоснования притязаний своих хозяев на «полноту власти» (plenitudo potestatis) и утверждения тезиса, что «король есть император в своих владениях» (est imperator in regno suo). Ни один подданный, как утверждалось, не мог на законных основаниях противиться воле короля. Подобные теории достигли высшей точки в абсолютистской философии Томаса Гоббса и Бенедикта Спинозы , хотя их крайние взгляды имели, вероятно, меньшее влияние по сравнению с более умеренными доктринами Жана Бодена , барона фон Пуфендорфа и Гуго Гроция . Божественное право королей доказывал с отталкивающим педантизмом и необычайной бестактностью Яков I в Англии, а также – с большим красноречием и успехом – епископ Боссюэ во Франции конца 17 в., но такой подход уже не был широко признанным обоснованием монархии.

Воспользовавшись римским правом, теорией общественного договора и божественным правом, короли не торопились отбрасывать родовую концепцию своего правления. В соответствии с ней, королевство и все его богатства принадлежат монарху как родовое владение (переходящие к потомкам владельца), которым он вправе распоряжаться по собственному усмотрению, и лишь по его милости отдельные лица и корпоративные объединения могут пользоваться условным владением своей собственностью.

Централизованная администрация . На практике короли редко пытались применить эту концепцию буквально, как и не предпринимали систематических усилий для уничтожения всех других центров власти в своих владениях. Чаще, как во Франции, прежние феодальные и корпоративные институты сохранялись, хотя и в ослабленных формах, и использовались в нужных королю целях. Это достигалось их подчинением новой централизованной администрации, ключевой фигурой которой был интендант, отправленный в свою провинцию как представитель короля и облеченный полной властью. Существенным было то, что интенданты не выбирались из высшей знати, а представляли собой «новых людей», полностью зависимых от благосклонности королевской власти. Многие из этих чиновников были просвещенными администраторами с первоклассными способностями, они многое сделали для процветания своих округов; это особенно справедливо в отношении Франции и Пруссии.

Несмотря на установившиеся в администрации авторитарные методы, абсолютный монарх обычно не проводил коренных изменений в судебной власти, даже если, как во французских парламентах, среди судей, представлявших эгоистичные интересы привилегированных классов, возникало сильное сопротивление королевским реформаторским мероприятиям. Частично это объясняется тем, что при абсолютной монархии предреволюционной Франции, судебные должности обычно покупали и передавали по наследству, создавая, таким образом, право собственности, которое королевская власть не решалась нарушить и не имела средств перекупить. Монархов также сдерживала боязнь показаться деспотичными, и это соображение действовало все сильнее с распространением либеральных идей 18 в.

Просвещенные деспоты . По иронии судьбы некоторые из самых способных и преданных своей стране монархов Нового времени правили в 18 в., в эпоху Просвещения , когда вся теория и практика абсолютной монархии подверглась критическому пересмотру и нападкам. Англия уже показала пример, решительно заменив абсолютизм Стюартов ограниченной монархией, власть в которой сосредоточилась, в основном, в высшем среднем классе, контролировавшем парламент. Не столь быстрое развитие капитализма на континенте, особенно к востоку от Рейна, сдерживало рост агрессивных движений среднего класса. Так что самое энергичное давление в направлении модернизации оказывала королевская власть. Фридрих Великий в Пруссии и Екатерина Великая в России с усиленной энергией и последовательностью продолжили политику своих предшественников. Иосиф II в Австрии и Карл III в Испании также стремились повысить эффективность и честность администрации и уделяли большее внимание благополучию народа.

Цели «просвещенных деспотов» (но не всегда их методы) в основном одобрялись французскими философами Просвещения, которые, как и Платон, считали, что брак мудрости с властью должен произвести на свет наибольшее благо. Вольтер с энтузиазмом восхвалял Фридриха, а французские физиократы связывали реализацию своих экономических идеалов с правлением «законного деспота». Один Монтескье выступал за восстановление «промежуточной власти» позднего Средневековья. Философы упрекали Людовика XV и Людовика XVI в основном за то, что те не сумели просвещенным применением абсолютной власти искоренить злоупотребления, затхлые анахронизмы и особые привилегии, препятствовавшие развитию французской экономики и общества.



Республика и ее виды. Республиканские государственные режимы

Республика — представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления — президентская и парламентарная республика.

1. Президентская республика — характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (формальная отличительная черта — отсутствие должности премьер-министра).

Строится по принципу жесткого разделения властей (все мандаты получают от народа).

Характерные особенности:

— внепарламентский метод избрания президента (всенародное избрание);

— назначение президентом и отправка в отставку министров;

— судьи и высшие должностные лица назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента;

— отсутствие института парламентской ответственности (исп власти перед парламентом за проводимую политику);

— отсутствие у президента права роспуска парламента;

— президент имеет право отлагательного вето

Это весьма гибкая и легко приспосабливающаяся к различным условиям форма правления. Она получила широкое распространение (США, Франция, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.).

2.Парламентарная республика — характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность (формальная отличительная особенность — наличие должности премьер-министра).

Характерные особенности:

— правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;

— участие президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер;

— правление всегда носит партийный характер;

— глава государства избирается парламентским путем;

— нормативные акты президента требуют контрассигнации.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления (Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Исландия, Индия, Израиль, Ливан, Турция и др.).

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные формы государственного правления.

3.Смешанные формы правления — характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики (Франция). В ряде стран президент избирается гражданами, но обладает «спящими полномочиями». Правительство опирается на парламентское большинство.

4.Советская республика (Вьетнам, КНДР, Китай, Куба). Все органы – советы.

Признаки:

— верховенство и полновластие советов (все гос органы формируются советами, ответственны перед ними и подотчетным им);

— советы всех ступеней образуют единую систему (власть-подчинение);

— текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах;

— разделение властей не признается (соед власти исп, зак и суд в руках советов;

— реальная власть принадлежит верхушке аппарата коммунистической партии и первому секретарю.

Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики (Малайзия имеет редкую разновидность конституционной монархии — выборную монархию.

Монархия — представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия на всю жизнь. Термин "монархия" — греческого происхождения ("монос" — один, "архе" — власть) и означает "единовластие", "единодержавие".

Разновидности монархии:

1.Абсолютная монархия (самодержавие) — отсутствуют какие-либо представительные учреждения, вся государственная власть сосредоточена в руках монарха (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

2. Конституционная монархия — власть монарха значительно ограничена представительным органом. Она подразделяется на два вида:

а) Дуалистическая монархия — существуют одновременно два политических учреждения — монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Дуализм выражается в том, что монарх независим от парламента в сфере исполнительной власти, он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним, судебная власть принадлежит монарху, а институт парламентской ответственности правительства отсутствует (Иордания, Кувейт, Марокко). Без утверждения монарха ни один закон не вступит в силу.

б) Парламентарная монархия — власть монарха ограничена не только в области законодательной, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В отличие от дуалистической монархии здесь центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

123Следующая ⇒

Читайте также:

Виды монархий и их признаки

12Следующая ⇒

Возникновение государства

Госуда́рство - это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Возникновение государства сокрыто в глубокой древности. Идея государства вытекает из самой глубины человеческого сознания. В течение многих тысячелетий народы всевозможных племен и разных степеней развития своим умозаключением и опытом всегда и повсюду были приводимы к этой идее. Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья, род, племя. Борьба между ними приводила к победе одного рода (племени) над другим или к примирительному соглашению между несколькими родами (племенами), в результате чего над ними устанавливалась единая власть .

Государства возникают и упрочиваются с переходом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земледельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою судьбу с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлых орд завоевателей, подвергающих все опустошению.

История показывает, что государства складываются раньше там, где климат и почва благоприятствуют земледелию: в южных плодородных странах, возле больших рек (Ассирия, Египет). Также государства легче достигают развития и зрелости в тех местах, где море или горы помогают обороне от нападений и, в то же время, где сухопутные или речные и морские пути сообщения облегчают торговые сношения и создают постоянный прилив населения к центру и отлив из него в колонии (Греция, Рим). Наконец, создание могучего государства удавалось всегда энергичным и предприимчивым, трудолюбивым и в то же время воинственным народам.

Один из важнейших признаков государства – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право – без государства.

Таким образом, государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности. В нем люди находят высшее орудие для обеспечения охраны своей личной безопасности, своих прав и свобод. Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство.

Один из величайших мыслителей античности Аристотель считал, что государство есть «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих».

Виды монархий и их признаки.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру, хану) и передаётся по наследству.

Признаки монархии:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
  • наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

Виды монархии:

Абсолютная монархия - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия (лат.

D ualis - двойственный) - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

  • Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
  • Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
  • Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

Недостатками монархии называют:

12Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. I. Запомните признаки единственного числа существительных
  2. III.) Признаки проявления вирусов
  3. Анатомические (морфологические) признаки наружного строения человека
  4. АНОМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ В ПОДПИСИ
  5. Аренда транспортного средства: понятие, виды и признаки, объект и субъекты (права и обязанности, ответственность) договора; форма; особенности определения арендной платы
  6. Банкротство организации: понятие, признаки, процедуры банкротства, методы оценки банкротства
  7. Билет 23. Монополия и ее признаки. Естественные монополии, монопсонии
  8. Билет 7 Основы конституционного строя: понятие, структуры и признаки
  9. Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений
  10. Виды познавательной Признаки деятельности
  11. ВЛИЯНИЕ СОЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ НА РАЗМЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ВОДОРОСЛИ KLEBSORMIDIUM FLACCIDUM

Поиск на сайте:

Формы правления, характеристика и типы монархии

Определим формы правления , рассмотрим характеристику и типы монархии .

Формы правления

Форма правления - это организация верховной власти, которая характеризуется её формальным источником и принципами взаимоотношений между населением и высшими органами власти государства.

Форма правления дает ответ на вопрос о том, каким образом устроена верховная государственная власть, какие типы органов её реализуют и каковы принципы организации взаимоотношений между ними.

Определяющим признаком формы правления выступает правовой статус главы государства (в республике - выборный и сменяемый, в монархии - наследственный).

Для современных стран свойственны две основные формы правления : монархия и республика.

Характеристика монархии

Монархия (в переводе с греч. monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой государственная власть частично или полностью сосредоточена в руках главы государства - монарха (царя, императора, короля, султана, шаха и т.д.).

При данной форме правления власть главы государства не является производной от какой-либо иной власти, другого органа либо избирателей. Монарха формально считают источником государственной власти (руководит страной по собственному праву и находится на престоле в порядке престолонаследия обычно пожизненно).

Монархическая форма правления присутствует в государствах, в которых антифеодальные буржуазные революции не были доведены до завершения, а завершились достижением компромисса между буржуазией и феодальной аристократией.

В ряде случаев монархия проходит реставрацию (например, во второй половине 70-х гг. XX века в Испании).

Монархии функционируют во многих развитых государствах: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Дания, Люксембург, Монако, Япония.

Типы монархии

Выделяют два исторических типа монархии - абсолютные и ограниченные (конституционные) монархии.

Абсолютная монархия - это тип монархической формы правления, который характеризуется фактическим и юридическим сосредоточением всей полноты государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной), а также духовной власти в руках одного монарха. При этом власть монарха ничем не ограничена (отсутствуют парламент и конституция), монархи издают законы. Подобная форма правления была характерной для рабовладельческой и феодальной формаций.

В современном мире абсолютные типы монархий сохраняются в Бахрейне, Катаре, ОАЭ, Саудовской Аравии, Брунее. В некоторых из них в последние десятилетия были сделаны шаги для перехода к конституционной монархии. Например, в ОАЭ (в 1971 году) и Катаре (в 1972 году) были приняты конституции.

Ограниченная (конституционная) монархия - это особый тип монархической формы правления, при котором властные полномочия монарха ограничены нормами конституции, также имеются выборный законодательный орган (парламент) и формально независимые суды.

Впервые конституционная монархия возникла в Великобритании в конце XVII века в результате буржуазной революции.

Монархия как форма правления: понятие признак и виды

«Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие».

Монархия- форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (императору, королю, царю, герцогу, князю) и передаётся по наследству.

Черты монархии — наследственность, единоначалие и отсутствие ответственности монарха перед населением.Республика- выборность, коллегиальность, ответственность перед населением.

Признаки неограниченной (абсолютной) монархии:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам.

Классические монархии чреваты такими недостатками, как:

в силу единоличного правления , -субъективизм в принятии решений, влияющих на судьбу всей страны;

в силу наследования верховной власти по принципу кровного родства,- непредсказуемость политических свойств главы государства и егонесменяемость иначе как через переворот или насильственное устранение;

— династическая борьба;

— смуты и неуправляемость;

Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии.

Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в Средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя иногда к ним относят Бутан, Иорданию, Кувейт и Марокко.

2)Другая разновидность ограниченной монархии – парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям и выполняет в современном обществе интегративную и стабилизирующую роль.

Показателен в данном отношении пример Испании, где после -40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;

3) исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом!!!;

4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. Монарх может принимать указы, но они обычно подготавливаются в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром (так называемая контрасигнация). Без такой подписи указы монарха не имеют юридической силы. Правительство или министр, подписавшие указ монарха, берут на себя ответственность за исполнение указа. Монарх может отправить правительство в отставку, если оно потеряло доверие парламента. В свою очередь, правительство может предложить монарху в определенных законом случаях распустить парламент и назначить новые выборы.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма.

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными юридическими свойствами клас­сической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царем, королем, императо­ром, шахом); занятие трона по наследству или по праву родства.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традици­онные, в основном формальные черты монархического правления.

Форма правления. Характерные черты и виды республики.

Форма правления представляет собой структуру высших орга­нов государственной власти, порядок их образования и взаимодей­ствия между собой и с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависи­мости от того, осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская.

Республика - это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти по поручению народа; разделе­ние власти на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и лич­ности и др.

Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, имеющим большин­ство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятель­ность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парла­ментских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная дея­тельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, реше­ние вопросов внешней политики.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточи­вает в своих руках полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик ха­рактерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо не­посредственно назначает главу правительства и участвует в форми­ровании правительства.

Кроме парламентарной и президентской республики сущес­твует еще и смешанная (полупрезидентская) республика . Она ха­рактеризуется сочетанием основных черт обоих типов республи­канской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конститу­ции страны возможность роспуска парламента или его нижней па­латы по инициативе президента в случае возникновения непреодо­лимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России, Франции, Беларуси).

Таким образом, парламентарная и президентская республики в основном различаются в зависимости от того, какой из органов высшей власти - президент или парламент - формирует прави­тельство и осуществляет прямое руководство им, а следовательно, перед кем - президентом или парламентом - правительство не­посредственно несет ответственность.

| Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Все мы знаем, что существуют различные формы управления государством, в том числе и монархия. А что такое монархия, и чем, например, власть английской королевы отличается от власти оманского султана? Постараемся подробно рассказать вам об этом.

Монархия: что это?

Монархией называется одна из форм управления государством, при которой верховная власть в нем частично или полностью принадлежит (формально или реально) монарху – единоличному главе этого государства. Монарх (султан, шах, император, царь, король и т.п.) обычно получает власть по наследству и правит пожизненно.

Исходя из данного выше определения, можно выделить следующие основные признаки монархии:

  1. Верховная власть в государстве принадлежит одному лицу;
  2. Эта власть получается и передается по наследству, по принципу крови;
  3. Власть принадлежит монарху пожизненно;
  4. Монарх олицетворяет собой историческую преемственность, единство нации, традиции и представляет свою страну на международной арене.

Даже в тех странах, где власть монарха ограничена конституцией и он фактически не управляет страной, все равно он является олицетворением верховной государственной власти.

Виды монархии

По объему ограничений монархия подразделяется на несколько видов: абсолютная, конституционная, парламентарная и дуалистическая.

Что такое абсолютная монархия?

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена. Ему подчинены все органы власти. Государствами с абсолютной монархией являются Катар, Оман, княжество Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовская Аравия.

Что такое конституционная монархия?

При этой форме управления государством власть монарха ограничивается конституцией, традициями или неписаными правилами. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на две формы:

  1. Парламентарная монархия. При этой форме монархии монарх выполняет представительскую функцию и не обладает реальной властью. Правительство подчинено парламенту, а не формальному главе государства – монарху. В настоящее время государствами с парламентарной монархией являются Швеция, Дания, Великобритания.
  2. Дуалистическая монархия. Это особый вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничивается как парламентом, так и конституцией. Монарх имеет право свободно принимать самостоятельные решения в пределах предоставленных ему рамок. Эта форма государственного управления в настоящее время имеется в Лихтенштейне, Монако, Кувейте, Иордании, Марокко.

Преимущества и недостатки монархии

Монархия, как форма управления государством, имеет следующие преимущества:

  • С самого раннего детства монарх воспитывается, как будущий глава государства. В нем развивают необходимые для этого качества характера.
  • Смена власти происходит не под влиянием интересов некоторых лиц. Это гарантирует, что к власти не придет человек, для которого она является самоцелью.
  • Любой монарх хочет оставить своим наследникам (сыну, дочери) сильное, процветающее государство.
  • Монархия обеспечивает единство власти, а следовательно, делает ее более прочной.
  • Положение монарха намного выше, чем положение любой партии. А поэтому монарх не является предвзятой политической фигурой.
  • Монархия обеспечивает наилучшие условия для проведения долговременных реформ.
  • После смерти монарха всегда известен его преемник, что существенно уменьшает риск возникновения политических потрясений.

Недостатками монархии являются:

  • Монарх не ответственен ни перед кем за принятые решения. Это может привести к принятию им ошибочных решений, которые не отвечают интересам страны.
  • Монархом может стать человек, не способный полноценно управлять государством, например, ребенок.
  • Монарх во многом зависим от своего окружения.
  • Смерть монарха, у которого нет детей, может привести к развитию в стране тяжелого политического кризиса.
  • Положение монарха над законом делает все население зависимым от воли своего правителя, фактически, бесправным.

греч.-единовластие): политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица. Монархия является самым древним и стабильным в истории типом политической организации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

одна из форм монократии - единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.

Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма - появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.

Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т. е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевой (в русских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы «монархия - республиканская демократия», сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т. е. правления, доверенного монарху народом - подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И. Санина («Просветитель», 1503) и Ж. Бодена («Шесть книг о республике», 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.

gastroguru © 2017