Образование прошедшего времени в немецком языке. Прошедшее повествовательное время – Präteritum (Imperfekt)

  1. если названное действие или событие предшествовало времени, то в языке используется прошедшее вр.
  2. если действие продолжается в момент говорения – формы настоящего вр.;
  3. если событие произойдёт после момента речи – будущее вр.

В общих чертах это правило действует ив том случае, когда мы рассматриваем времена глаголов (глаг.) в немецком языке, хотя здесь имеются и некоторые отличия от родного нам русского.

I. Прошедшее время (Vergangenheit).

Для выражения действий, событий и состояний, завершённых к моменту речи в немецком языке три временных формы:

  • имперфект (Präteritum),
  • перфект (Perfekt),
  • плюсквамперфект, или давно прошедшее вр. (Plusquamperfekt).

Образование и использование имперфекта (Präteritum).

Здесь всё довольно просто. Правильные, или слабые глаг., образуют форму имперфекта от основы инфинитива при помощи суффикса -t- и личных окончаний глагола.

ВНИМАНИЕ!

Формы глаг. третьего лица не имеют личного окончания –t, как в настоящем времени, и совпадают с формой глаг. первого лица.

Кроме того, во всех формах между суффиксом -t- и окончанием появляется соединительный гласный -e-.

leb -en – leb-t -en ich leb-t -e du leb-t -ester/sie/es/man leb-t -e

wir leb-t -en

ihr leb-t -et

sie/Sie leb-t -en

mach -en – mach —t -en ich mach-t -e, du mach-t -ester/sie/es/man mach-t -e

wir mach-t -en

ihr mach-t -et

sie/Sie mach-t -en

Präteritum используется обычно в письменной речи – литературных текстах, докладах и т.д. Что касается разговорного немецкого, то и здесь его можно услышать, особенно в сложных предложениях или, когда действие, завершённое в прошлом, никак не связано с настоящим.

Als ich gestern im Bett lag, erinnerte ich mich an glückliche Kindheit im großen Haus.

Кроме того, модальные и вспомогательные глаг. обычно употребляются в имперфекте, за исключением случаев, когда они выступают в качестве самостоятельных смысловых глаголов.

Als ich noch studierte, konnte ich mir nicht viel leisten.

Спряжение модальных и вспомогательных глаг. в имперфекте:

Person haben sein werden sollen müssen können dürfen wollen mögen
ich hatte war wurde sollte musste konnte durfte wollte mochte
du hattest warst wurdest solltest musstest konntest durftest wolltest mochtest
er/sie/es/man hatte war wurde sollte musste konnte durfte wollte mochte
wir hatten waren wurden sollten mussten konnten durften wollten mochten
ihr hattet wart wurdet solltet musstet konntet durftet wolltet mochtet
sie/Sie hatten waren wurden sollten mussten konnten durften wollten mochten

Образование и использование перфекта (Perfekt).

Перфект образуется при помощи личных форм вспомогательных глаг. haben и sein и причастия прошедшего вр. (Partizip II). При этом глаг. sein используется с глаголами, обозначающими движение (gehen, fahren, laufen и т.д.) и изменение состояния (verreisen, umziehen, auswandern и т.д.), и с глаголом bleiben.

Причастия прошедшего вр. (Partizip II) у слабых глаголов образуются от основы инфинитива при помощи префикса ge- и окончания –t. Что касается сильных и неправильных глаг., то причастия можно найти в в третьей колонке специальной таблицы.

leb -en – ge-leb-t ich habe ge -leb-t du hast ge -leb-t er/sie/es/man hat ge -leb-t

wir haben ge -leb-t

ihr habt ge -leb-t

sie/Sie haben ge -leb-t

land-en – ge -land-e —t ich bin ge -land-e —t du bist ge -land-e —t er/sie/es/man ist ge -land-e-t

wir sind ge -land-e-t

ihr seid ge -land-e-t

sie/Sie sind ge- land-e-t

les-en- gelesen ich habe gelesen du hast gelesen er/sie/es/man hat gelesen

wir haben gelesen

ihr habt gelesen

sie/Sie haben gelesen

gehen – gegangen ich bin gegangen du bist gegangen er/sie/es/man ist gegangen

wir sind gegangen

ihr seid gegangen

sie/Sie sind gegangen

Перфект обычно употребляется в устной речи для выражения действий и событий, завершённых в прошлом, но имеющих отношение к настоящему (в отличие от имперфекта).

Gestern bin ich ganzen Tag im Bett geblieben.

Ich habe schon dieses Buch gelesen.

Однако это правило не является абсолютным: например, в художественной литературе можно встретить перфект рядом с претеритом. Основное, что нужно запомнить на этом этапе изучения: перфект используется в устной речи, имперфект – в письменной.

Кроме того, важно знать и понимать, что, отличие от русского, в прошедшем вр. в немецком языке нет различия между процессом и результатом (привычных нам совершенного и несовершенного вида).

Образование и использование плюсквамперфекта (Plusquamperfekt).

Эта временная форма используется довольно редко, обычно она заменяется двумя предыдущими. Обозначает это время действие, совершённое когда-то давно или предшествующее какому-то другому действию. Используется обычно, чтобы подчеркнуть последовательность двух действий.

Nachdem ich meine Hausaufgaben gemacht hatte, spielte ich mit Freunden draußen.

Образуется эта временная форма при помощи вспомогательных глаг. haben и sein в ИМПЕРФЕКТЕ и причастия прошедшего времени.

arbeiten – ich hatte gearbeitet, du hattest gearbeitet, er/sie/es/man hatte gearbeitet…

bleiben – ich war geblieben, du warst geblieben, er/sie/es/man war geblieben …

II. Настоящее время (Gegenwart).

В отличие от прошедшего, настоящее вр. в немецком языке выражается одной формой – Präsens. Образуется она от основы инфинитива + личные окончания глаголов.

arbeit -en ich arbeit-edu arbeit-ester/sie/es/man arbeit-et

sie/Sie arbeit-en

geh-en ich geh-edu geh-ster/sie/es/man geh-t sag-en ich sag-edu sag-ster/sie/es/man sag-t

Кроме привычного нам употребления настоящего вр., Präsens может использоваться и активно используется в разговорном языке в значении будущего времени:

Morgen gehe ich nicht zur Schule.

Nächste Woche feiern wir Ostern.

III. Будущее время (Zukunft).

Рассматривая времена глаголов в немецком языке, необходимо остановиться на таких формах, как

  • Futurum I (FI)
  • Futurum II (FII).

Образование и использование (FI).

FI образуется при помощи личных форм глагола warden + инфинитив:

  • Ich werde arbeiten, leben, studieren…
  • Du wirst arbeiten, leben, studieren…
  • Er/sie/es/man wird arbeiten, leben, studieren…
  • Wir werden arbeiten, leben, studieren…
  • Ihr werdet arbeiten, leben, studieren…
  • Sie/Sie werden arbeiten, leben, studieren…

Несмотря на то, что будущее вр. часто заменяется настоящим (Präsens), FI используется довольно активно, когда нужно подчеркнуть обращённость в будущее, например, для выражения твёрдых намерений, решений, обещаний, предсказаний извещений:. Ich werde dir helfen. Такая форма обычно выражает не законченное действие, а действие в процессе.

Кроме того, FI во втором лице может выражать энергичный призыв к действию или оттенок угрозы: Du wirst gleich aufräumen! Du wirst warten!

При наличии модальных слов sicher, bestimmt, wahrscheinlich, vermutlich и др. FI приобретает модальное значение по отношению к настоящему вр.: Du wirst dir wahrscheinlich Sorgen machen = Du machst wahrscheinlich dir Sorgen.

Образование и использование (FII).

Для образования формы FI используется всё тот же вспомогательный глагол werden + так называемый перфектный инфинитив (причастие прошедшего вр. + инфинитив вспомогательных глаголов sein или haben).

Ich werde gelesen haben, geschrieben haben, gegessen haben, umgezogen sein, verreist sein…

В отличие от FI, FII обозначает завершённое действие к моменту, о котором идёт речь.

Am Ende dieser Woche werden wie dieses Problem gelöst haben.

Morgen wirst du meinen Brief bekommen haben.

FII также может выражать модальное значение, но по отношению к действию, уже завершенному на момент говорения.

Er wird wahrscheinlich sein Auto verkauft haben = Er hat wahrscheinlich sein Auto verkauft.

Sie werden vielleicht die Lösung gefunden haben = Sie haben vielleicht die Lösung gefunden.

Однако в устной речи форма FII употребляется не так часто, обычно она заменяется перфектом.

Morgen wird sie die Prüfung bestanden haben = Morgen hat sie Prüfung bestanden.

«Друзья, если вы хотите выучить и ЗНАТЬ немецкий язык, то вы не ошиблись, зайдя на этот сайт. Начала изучать немецкий язык в июне 2013 года, а 25 сентября 2013 сдала экзамен Start Deutsch A1 на 90 бал... лов. Благодаря Даниилу и упорной работе, я добилась хороших результатов. Теперь я могу не только строить простые предложения. читать тексты, но и общаться на немецком языке. Я сделала правильный выбор, когда выбирала себе учителя немецкого языка. Большое спасибо тебе, Даниил)))) »

Курносова Ольга,
Санкт-Петербург

«»

Татьяна Браун,
Санкт-Петербург

«Всем Здравствуйте! Выражаю особую благодарность "DeutschKult" в лице Даниила. Спасибо Вам, Даниил. Ваш особенный подход в изучении немецкого языка дает людям уверенные знания грамматики и навыки общен... ия. Менее, чем после 1 месяца обучения, я успешно сдала экзамен (уровень А1). В дальнейшем планирую продолжать изучать немецкий язык. Грамотный алгоритм обучения и профессионализм Даниила дают уверенность в своих силах и открывают большой личный потенциал. Друзья, я всем рекомендую правильный старт - изучайте немецкий с Даниилом! Всем желаю Успехов! »

Камальдинова Екатерина,
Санкт-Петербург

«»

Ирина,
Москва

«До встречи с Даниилом я учила немецкий в течение двух лет, знала грамматику, достаточно большое количество слов - но совершенно не говорила! Я думала, что никогда не смогу преодолеть "ступор" и начать... говорить по-немецки бегло, без мучительного обдумывания каждой фразы. Чудо свершилось! Даниил был первым, кто помог мне не просто говорить, но думать по-немецки. За счет большого количества разговорной практики, обсуждения самых разных тем без подготовки, происходит бережное погружение в языковую среду. Спасибо, Даниил! »

Татьяна Хмылова,
Санкт-Петербург

Оставить отзыв

Все отзывы (54) 

Сообщество

Вся грамматика немецкого человеческим языком!

Самые важные темы немецкой грамматики (темы лучше изучать в той последовательности, в которой они опубликованы):

1. Построение предложения:

В немецком языке есть 3 схемы построения простых предложений. Так или иначе любое предложение немецкого языка вписывается в одну из этих схем. Для начала давайте вспомним пару терминов: Подлежащее - существительное в именительном падеже (отвечающее на вопрос кто? что?). Сказуемое - это глагол. Обстоятельство - отвечает на вопрос как, где, когда, зачем,... . Иными словами обстоятельство уточняет предложение. Примеры обстоятельств: сегодня, после работы, в Берлине, ...

А вот и сами схемы предложений:

  1. Подлежащее -> сказуемое -> обстоятельства и все остальное -> второй глагол, если есть в предложении.
  2. Обстоятельство -> сказуемое -> подлежащее -> все остальное -> второй глагол, если есть
  3. (Вопросительное слово) -> сказуемое -> подлежащее -> все остальное -> второй глагол, если есть

2. Времена:

В немецком языке существует 6 времен (1 настоящее, 3 прошедших и 2 будущих):

Настоящее время (Präsens):

Это самое простое время в немецком языке. Для построения настоящего времени нужно всего лишь поставить глагол в правильное спряжение:

Пример: machen - делать

Примеры:
Hans geht zur Arbeit. - Ханс идет на работу.
Der Computer arbeitet nicht. - Компьютер не работает.

Прошедшие времена:

В немецком языке 3 прошедших времени. Однако по факту вам 2 времен будет вполне достаточно. Первое называется "Präteritum", а второе "Perfekt". В большинстве случаев оба времени переводятся одинаково на русский. В официальной переписки и в книгах используется "Präteritum". В устной речи используется обычно "Perfekt", хотя иногда и проскальзывает "Präteritum".

Präteritum:

Здесь мы впервые сталкиваемся с понятием правильные (сильные) и неправильные (слабые) глаголы. Формы правильных глаголов меняются по четкой схеме. Формы неправильных глаголов нужно заучивать. Их вы найдете в.

Правильный глагол: machen (Infinitiv) -> machte (Präteritum)
Спряжения глагола machen в Präteritum:

Примеры:
"Du machtest die Hausaufgabe!" - "Ты делал домашнее задание!"
"Du spieltest Fussball" - "Ты играл в футбол"

Неправильный глагол gehen (Infinitiv) -> ging (Präteritum)

Пример:
"Du gingst nach Hause!" - "Ты шел домой!"

Будущие времена:

В немецком языке для будущего времени есть "Futur l" и "Futur ll". "Futur ll" немцы вообще не используют, а "Futur l" они обычно заменяют настоящим временем (Präsens) с указанием будущего как уточнение.

Пример: "Morgen gehen wir ins Kino." - "Завтра мы идем в кинотеатр."

Если вы указываете обстоятельство будущего времени (завтра, скоро, через неделю, и.т.д.), то вы спокойно можете использовать настоящее время для того, чтобы выразить планы будущего.

Если же все таки рассматривать время "Futur l", то строится он следующим образом:

Подлежащее -> вспомогательный глагол "werden" -> все остальное -> смысловой глагол в форме "Infinitiv".

Пример: "Wir werden ins Kino gehen." - "Мы пойдем в кинотеатр." (дословно: "мы будим идти в кинотеатр." )

Спряжения глагола "werden"

3. Падежи:

Падежи]

4. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения:

Претеритум в немецком языке используется не так часто, как перфект (прошедшее совершенное время), но без него нельзя никак читать литературные произведения. Ведь в книжном языке чаще всего используется именно форма Praeteritum.

Что представляет собой форма прошедшего времени

В немецком языке Praeteritum («претеритум», также «претерит») используется для обозначения событий прошлого. С латинского языка указанное слово переводится как «прошедшее мимо». Также данную форму можно назвать повествовательным временем. Если Perfekt (перфект) используется преимущественно в разговорной речи, то претеритум в немецком языке характерен для книжной речи. Когда ведется развернутое связное повествование (книга, роман, рассказ), используется также Praeteritum.

Когда используется претеритум в немецком языке

Считается, что разница между прошедшим временем и перфектом заключается в том, что Perfekt связан как-то с событием в настоящем времени. Поскольку в разговорной речи почти все события связаны с настоящим (нет ведь смысла говорить о том, что неважно), то в быту используется преимущественно прошедшее совершенное время. Претеритуму же остается роль книжного времени, языка СМИ. Также он используется в рассказах о событиях в прошлом. Например, человек рассказывает о том, что он делал летом, в прошлом году/десятилетии и т. д. И то, поскольку эта форма употребляется редко, она уже звучит слишком литературно. Поэтому даже в рассказах от первого лица о событиях прошлого используют часто также прошедшее совершенное время - Perfekt.

Претеритум в немецком языке используется и ныне наравне с перфектом, если используются глаголы haben, sein, а также модальные. К примеру, фразу «я был вчера в институте» переведут скорее как Ich war gestern im Institut, нежели Ich bin gestern im Institut gewesen. И в предложении «Ребенок хотел подарок на Рождество» скорее будет употреблен глагол в простом прошедшем времени. Das Kind wollte ein Geschenk zu Weihnachten (не Das Kind hat ein Geschenk… gewollt).

Скажем еще несколько слов о том, как изменяются модальные глаголы в прошедшем времени. Умлаут в данном случае уходит, добавляется суффикс t. Например, основа от глагола müssen (должен) в претеритуме будет звучать как muss+t+личное окончание. Если умлаута нет, то он, соответственно, и не добавляется. Ich soll - Ich sollte, Wir wollen - Wir wollten.

Как образовать форму прошедшего времени

Глаголы в претеритум в немецком языке могут образовываться по двум различным формулам. Образуется простое прошедшее время с помощью суффикса t, который добавляется к основе глагола. Имеем следующую формулу:

Претеритум=основа Данная формула относится только к слабым глаголам.

Пример следующий: Ich studiere значит "Я учусь, обучаюсь в университете или институте". Но Ich studierte значит "Я учился".

Если основа глагола оканчивается на согласные «д», «т», то между основной и суффиксом прошедшего времени ставится также гласный звук е - для облегчения произношения. Так, Ich arbeite значит "Я работаю (сейчас или вообще)", но Ich arbeitete - "Я работал".

Это как Past в английском языке, там даже суффикс прошедшего времени похожий - (е)d. И равно, как и на языке Шекспира, в немецком есть нерегулярные глаголы. Для неправильных (сильных) глаголов формула будет уже другая:

Основа+измененная основа (для каждого разная, нужно заучивать наизусть)+личные окончания.

Особенности претерита

Следует запомнить то, что в единственном числе в первом и третьем лицах глаголы совпадают. Это нужно всегда держать в уме, когда будете использовать в немецком языке претеритум. Предложения для примера следующие:

"Я делал домашнее задание." - Ich machte die Hausaufgabe. В третьем лице формы глагола совпадают. Er (он) machte die Hausaufgabe.

Особенностью немецкого языка также является особая группа глаголов, которые представляют из себя нечто среднее, промежуточное между сильными и слабыми. Так, они также приобретают в прошедшем времени суффикс t, однако в претерите изменяется корневая гласная. Так, это глаголы «думать» (denken). Ich denke - Ich dachte. Здесь е изменяется на а. Другие глаголы следующие:

Bringen - приносить (Ich bringe, однако Ich brachte).

Rennen - бежать (Ich renne, но Ich rannte).

(Er)kennen - знать (соответственно - узнавать) (Ich (er)kenne, однако Ich (er)kannte).

А также глагол nennen - называть (Ich nenne - Ich nannte).

Одним словом, ничего сложного. Главное, просто во всем разобраться.

Прежде чем рассмотреть разные способы образования прошедшего времени, нужно выяснить общие принципы. Как уже говорилось выше, глаголы в немецком языке делятся на сильные и слабые в зависимости от способа образования прошедшего времени. Теперь настало время пояснить это на конкретных примерах.

Возьмем основные формы глагола. Это инфинитив (неопределенная форма глагола), претерит 1/3 л.ед.ч. (Präteritum, простое прошедшее) и причастие II (Partizip II , страдательное причастие прошедшего времени с приставкой ge- ; необходимо для образования перфекта, пассива и сложного будущего).

Сильные глаголы образуют формы прошедшего времени изменением корневого гласного:

инфинитив претерит причастие II
tri nken - пить tra nk getru nken
le sen - читать la s gele sen

Такое изменение корневого гласного называется аблаутом (нем. der Ablaut). Аблаут - древнее индоевропейское явление, распространенное во многих языках. Аблаут хорошо представлен и в русском языке: мел ет - мол отый, вез у - воз , леж ать - лож е, полож ен и т.д.

Слабые глаголы образуют формы прошедшего времени присоединением суффикса -t :

Корневой гласный здесь не меняется. Кроме того, сильные глаголы образуют причастие II с исходом на -en , а слабые - с исходом на -t . В обоих случаях это старый суффикс причастия прошедшего времени: ср. русские страдательные причастия сделан (ный) , сломан (ный) и забыт (ый) , убит (ый) .

Образование форм слабых глаголов легко усвоить, недаром именно эти глаголы являются правильными. Заучивать основные формы каждого слабого глагола не нужно. Есть общий образец «machen - machte - gemacht», ему и нужно следовать:

  • lieben (любить ) - liebte (geliebt )
  • merken (замечать ) - merkte (gemerkt )
  • klappen - удаваться, получаться - klappte - geklappt
  • и т.д.

Если слабый глагол имеет исход корня на -d- или -t- , то между корнем и суффиксом -t вставляется гласный -е- :

  • landen (приземляться, совершать посадку ) - landete - gelandet
  • arbeiten (работать ) - arbeitete - gearbeitet (ударение в глаголе падает на a !)
  • öffnen (открывать ) - öffnete - geöffnet

Как отличить слабый глагол от сильного? Во-первых, количество сильных глаголов ограничено (список см. ниже). Во-вторых, в словарях после инфинитива сильных глаголов дается образец изменения корневого гласного: например, trinken (a, u), что расшифровывается как trinken (trank, getrunken). В-третьих, все заимствованные глаголы являются слабыми.

Am Finanzamt hängt ein Schild: «Geöffnet - wir bitten um Verständnis!» - На отделе финансов висит табличка: «Открыто - мы просим о понимании!»

Präteritum употребляется в связном повествовании или описании для выражения совершившегося, прошедшего действия.

Особенностью всех глаголов в форме Präteritum является
1. отсутствие личных окончаний в 1 и 3 л. ед. ч.
2. отделяемые приставки отделяются и выносятся на последнее место в предложении.

Образование формы Präteritum слабых глаголов :

Основа глагола + суфф. -(е)te + личное окончание (кроме 1 и 3 л. ед. ч.)

malen (mal-)

arbeiten (arbeit-)

ich malte wir malte n ich arbeitete wir arbeitete n
du malte st ihr malte t du arbeitete st ihr arbeitete t
er sie malte n er sie arbeitete n
sie malte sie arbeitete
es Sie malte n es Sie arbeitete n

Сильные глаголы образуют форму Präteritum следующим образом:

Основа глагола с измененной корневой гласной + личное окончание (кроме 1 и 3 л. ед. ч.)

nehmen

gehen

ich na hm wir nahmen ich gi ng wir gi ngen
du na hmst ihr na hmt du gi ngst ihr gi ngt
er sie na hmen er sie gi ngen
sie na hm sie gi ng
es Sie na hmen es Sie gi ngen

При образовании Präteritum , а также Perfekt сильных глаголов следует знать три основные формы глагола Infinitiv – Präteritum – Partizip II , напр.

kommen – kam – gekommen
gehen – ging – gegangen
schreiben – schrieb – geschrieben

Первая форма – это уже известный вам , то есть начальная форма глагола, вторая – это форма глагола в Präteritum в 1 или 3 л. ед. ч., от которой следует образовывать все личные формы. И третья форма потребуется для образования другого прошедшего времени Perfekt . Все три формы следует выучивать наизусть, и они всегда стоят в таблице в конце словаря.

Кроме сильных глаголов, три формы которых образуются не по правилам, существует несколько глаголов, сочетающих при образовании Präteritum признаки и сильных (изменение корневой гласной), и слабых глаголов (прибавление суффикса -te ). К таким глаголам относятся:

bringen – brachte
verbringen – verbrachte
kennen – kannte
brennen – brannte
nennen – nannte

а также модальные глаголы , теряющие умлаут:

können – konnte
müssen – musste
wollen – wollte
mögen – mochte
sollen – sollte
dürfen – durfte

И отдельно следует, конечно, запомнить 3 основные формы вспомогательных глаголов:

sein – war – gewesen
haben – hatte – gehabt
werden – wurde – geworden

Упражнения / ÜBUNGEN

1. Проспрягайте в Präteritum глаголы:

— warten — stoppen — sich kümmern – holen – versorgen – schenken – richten — gratulieren —

2. Прочитайте следующий текст и заполните пробелы глаголами в Präteritum. Выпишите и выучите 3 формы этих глаголов.

3. Опишите вчерашний день фермерской семьи Мюллер, используя претеритум. Опирайтесь на таблицу в начале статьи. Начните рассказ, например, так:

Gestern begann der Tag für die Familie Müller wie immer sehr früh. Der Vater und die Mutter
standen um 6 Uhr auf…

4. Опишите свой собственный вчерашний день. Чем он вам понравился (не понравился), чем вы занимались в рабочее (свободное) время? Напишите не менее 15 предложений.

gastroguru © 2017