Проблема формирования экспертных групп в доу. Крулехт М., Тельнюк И.В

Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Владение методом педагогической экспертизы как показательпрофессиональной компетентности менеджера дошкольного образования,
предпосылка успешной педагогической деятельности. Роль педагогической
экспертизы в развитии рефлексивной деятельности менеджера. Экспертные
оценки и перспективное планирование развития дошкольного

образовательного учреждения. Экспертные оценки и педагогический аспект как контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного образовательного учреждения.

ТЕМА: 3. Комплексная экспертиза деятельности ДОУ в процессе аттестации и аккредитации.

Сущность, значение и задачи лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.

Технология экспертной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений. Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

Нормативно-правовые документы по проведению аттестации и аккредитации ДОУ в России. Государственный стандарт дошкольного образования как основной нормативный документ прямого действия, определяющий толкование статьи 43 Конституции и Закона РФ «Об образовании».

Федеральный и национально - региональные компоненты государственного стандарта дошкольного образования.

Использование экспертных методов при оценке различных программ образовательных учреждений.

ТЕМА: 4. Экспертная оценка работы педагогов и руководителей ДОУ.

Цели, задачи и основные принципы аттестации педагогических и руководящих кадров в образовании. Самоанализ как первоначальный этап педагогической экспертизы. Выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного учреждения, ее возможные улучшения.

Оценка качества методических пособий. Методические рекомендации к созданию авторской разработки.

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений.

Пакет документов по самоаттестации, технология их оформления.

Предмет экспертизы на этапе работы экспертной комиссии. Порядок создания, сроки и график работы экспертных комиссий. Механизм проведения и обеспечения гуманистического характера аттестации, основные методы работы экспертов. Процедура принятия и формирования заключения экспертной комиссии по аттестации дошкольного образовательного учреждения.

Возможность обжалования экспертного заключения комиссии по аттестации в судебном порядке.

Процедура аккредитации. Уровни аккредитации дошкольных учреждений по трем категориям.

ТЕМА: 5. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основа принятия управленческого решения.

Значение педагогической диагностики для повышения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Сущность понятия «диагностика педагогического процесса», значение диагностики в повышении качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Общая характеристика методов диагностики Ц1111 дошкольного образовательного учреждения и основные этапы диагностирования. Специальные методы диагностики для выявления эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, семье; определения уровня освоения основных видов детской деятельности; готовности к обучению в школе; исследования микроклимата в педагогическом коллективе и т.д. Вариативность методик диагностики. Способы фиксации результатов наблюдения. Технология анализа результатов диагностики, количественный и качественный анализ педагогических фактов и явлений, графический способ представления результатов исследования. Необходимость комплексного использования методов диагностики.

Педагогическая диагностика экспертной оценки реализация образовательных программ.

Экспертная оценка результатов диагностики как основа принятия менеджером управленческого решения.

Практическое занятие №1

Тема: Экспертные оценки и научно-практическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Основные понятия:

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. В чем суть термина «экспертные оценки в образовании»?

2. Чем вызвана необходимость экспертных оценок и в каких областях применяются экспертные методы в педагогике?

3. Как экспертные оценки в образовании и научно-педагогическая экспертиза связаны с мониторингом качества образовательных услуг?

4. Какие документы служат нормативно-правовым основанием для научно-педагогической экспертизы?

5. Из каких квалификационных умений складывается система мониторинговых умений менеджера дошкольного образования?

Основная:

Дополнительная литература:

5. Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

7. Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8. Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9. Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

1. Внимательно прочтите определения и аргументированно докажите,
какие из них наиболее полно раскрывают сущность базовых понятий
изучаемого курса.

2.Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет­ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи­ны вариативности суждений.

3. Изобразите графически основные области применения экспертных методов в педагогике.

4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностической службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.

5.Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова­тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).

Практическое занятие №2-3

ТЕМА. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования.

Основные понятия: экспертиза, экспертные оценки, качество образования, оценка качества образования

Вопросы для обсуждения:

1. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования

2. Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Формы и методы проведения занятий, виды учебной деятельности студентов

Подготовка к занятию предполагает готовность к

· анализу конкретных ситуаций (case-study), связанных с проблемой комплексной экспертизы деятельности ДОУ, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

· семинару-дискуссии, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

· «мозговому штурму», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов для выполнения методического практикума.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании. - М., 2010.

2. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования: опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ /С.В. Кузьмин. – М.: Обруч, 2010. –128 с.

3. Мониторинг в детском саду. – Научно-методическое пособие /коллектив авторов. Спб. – 2010.

4. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература:

5.Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

6. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: Издательство Скрипторий 2003. – 104 с.

7.Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8.Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9.Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

· Провести социологическое исследование с помощью анкеты Л. М. Денякиной данной в учебном пособии (6). Анкету и ее анализ представить письменно.

· Выделите основные компоненты контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного учреждения.

· Перечислите и раскройте виды контроля (письменно).

· Опишите технологию осуществления контроля.

· Заполнить графы таблицы, предлагая наиболее эффективные методы диагностики и экспертных оценка основных объектов контроля при проведении в детском саду тематических проверок.

Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы :

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Срок аккредитации - пять лет".

Факультет дошкольного образования, 491 группа. Абилова М., Исмагилова А.

Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений

В настоящий момент нормативно-правовыми актами, регламентирующими проведение и технологию экспертной оценки в ходе аттестации и аккредитации ДОУ являются:

· Закон Российской Фе­дерации «Об образовании»,

· Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (при­каз Министерства образования РФ от 25.01.96 № 27),

· приказ Ми­нистерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккре­дитации дошкольных образовательных учреждений».

Предметом и содержанием экспертизы в ходе аттестации вы­ступает установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в дошкольном учреждении требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного обра­зования. До его введения в действие критериями для экспертной оценки деятельности дошкольного учреждения являются времен­ные примерные требования, которые определены в приложении 1 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанали­за) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреж­дения: критерии оценки деятельности дошкольного образователь­ного учреждения» к приказу МО РФ № 448.

На основании данной системы критериев осуществляется экс­пертная оценка следующих направлений деятельности ДОУ:

· кадровое обеспечение педагогического процесса в детском саду
(подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотруд­
ников);

· организация деятельности дошкольного учреждения (руковод­
ство и управление);

· материально-технические и медико-социальные условия пре­
бывания детей в детском саду (развивающая среда, безопасность,
охрана здоровья);

· оценка деятельности детского сада родителями воспитанни­
ков.

Аттестация дошкольного образовательного учреждения проис­ходит в два этапа:

· первый этап- самоэкспертиза по всем аспектам своей де­ятельности;

· второй этап - экспертная оценка деятельности детского сада экспертами независимой аттестационной комиссии.

Цель первого этапа - самоэкспертизы - выявление достоинств и недостатков своей деятельности для повышения качества образовательных услуг. Ее смысл состоит в том, чтобы побудить руко­водителей дошкольного учреждения и весь коллектив к конкрет­ным позитивным изменениям для обновления содержания, форм и методов работы с детьми и родителями; освоения личностно ориентированной модели педагогического взаимодействия; повы­шения качества материальной развивающей среды; демократиза­ции системы управления и контроля дошкольным учреждением.

Ответственным лицом за организацию и проведение самоэкс­пертизы является руководитель дошкольного образовательного учреждения. Его основные задачи: разъяснить сотрудникам цели и содержание аттестации, создать в дошкольном учреждении в этот период положительный психологический климат, обучить техно­логии самоэкспертизы.

Технология самоэкспертизы основана на самооценке всех аспек­тов деятельности дошкольного учреждения по балльной системе. Сбор данных для самоанализа осуществляется методами педагоги­ческой диагностики: наблюдениями в группах, беседами с детьми с использованием тестовых игровых заданий для выявления урон на развития ребенка, анализом продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и пр.), анкетированием воспитателей и родите­лей воспитанников, анализом медицинской и педагогической документации и т.д.

Суть технологии состоит в заполнении по результатам самоэкспертизы диагностических карт по балльной системе оценки и ми тематической обработке полученных данных.

Карты для диагностики содержания и методов воспитания и обучения в детском саду (раздел 1 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) индексированы по основным направлениям образова­тельного процесса работы с детьми. Например, И - развитие игровой деятельности, Р - речевое развитие ребенка, Ма - формирование элементарных математических представлений, Э - развитие экологической культуры детей и т.д.

1 балл - деятельность дошкольного учреждения не соответ­ствует критерию;

2 балла - частично соответствует критерию;

3 балла - полностью соответствует критерию.

В процессе математической обработки данных вначале подсчитываются баллы всех подкритериев, а затем определяется средний балл по каждому критерию путем нахождения среднего арифмети­ческого. Например, И (развитие игровой деятельности):

И 1 = (И 1.1 + И 1.2 + И 1.3 + И 1.4 + И 1.5) : 5 =

= (3 + 2 + 3 + 2 + 2) : 5 = 2,4 (приложение 3).

При составлении администрацией дошкольного образовательного учреждения отчета об этом аспекте его деятельности высчитываю! сводные баллы по всем группам с учетом экспертных оценок педагогов-специалистов, руководителей детских студий, секций, круж­ков, клубов и т.д. Средние баллы по каждому направлению образовательной работы с детьми суммируют и делят на количество групп Если данное направление оценивал также педагог-специалист, то его экспертную оценку суммируют с данными по группам, а затем вычисляют среднее арифметическое (приложение 4).

Средний балл по всем критериям данного аспекта деятельности дошкольного учреждения для аттестации должен быть не ниже 1,5, а средние баллы (коэффициенты) по каждому направлению развития ребенка (речевое, музыкальное, физическое и т.д.) - не ниже 1,2. Если средний балл по всем критериям, ниже 1,5 или средний балл, хотя бы по одному из направлений развития детей, ниже 1,2, требуется провести необходимые улучшения для выхода на повторную самоаттестацию.


Самоэкспертиза по кадровому и материально-техническому обеспечению, руководству и управлению дошкольным учрежде­нием, медико-социальным условиям в детском саду проводится руководителем учреждения. Критерии экспертных оценок по дан­ным аспектам деятельности дошкольного учреждения представле­ны в разделах 2 -4 приложения 1 к приказу МО РФ № 448. Данные критерии оцениваются по двухбалльной системе: «да», «нет» (при необходимости заполняется графа «Комментарии»).

Оценка деятельности детского сада родителями осуществляет­ся путем анонимного анкетирования (раздел 5 приложения 1 к приказу МО РФ № 448) и завершает этап самоэкспертизы. В ито­говом листе указывают количество ответов «да» и «нет», «не знаю» по каждому из 10 вопросов анкеты и процент незаполненных анкет.

Длительность этапа самоэкспертизы не регламентирована, од­нако практика показывает, что он занимает от 2 до 4 месяцев, включая время на необходимые улучшения.

Завершая этап самоэкспертизы, руководитель дошкольного уч­реждения должен подготовить следующий пакет документов:

· заявление;

· копию устава дошкольного учреждения;

· копию лицензии на право образовательной деятельности;

· материалы самоэкспертизы;

· гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведе­нием аттестации.

Второй этап аттестации - экспертная оценка деятельности до­школьного образовательного учреждения экспертами независимой аттестационной комиссии, которая создается органами управле­ния образованием на период проведения аттестации. В приказе ука­зывается ее численный и персональный состав, сроки аттестации данного учреждения. В состав комиссии входят специалист в обла­сти дошкольной педагогики, психолог, медик, представители орга­на местного самоуправления и общественности. В состав комиссии не могут входить работники дошкольного учреждения, проходя­щего аттестацию.

Предметом экспертизы на данном этапе аттестации является от­чет о деятельности детского сада, составленный администрацией дошкольного учреждения по результатам самоэкспертизы, а также все аспекты деятельности учреждения.

Технология экспертной оценки предполагает экспертизу докумен­тов, выборочные проверки отчета на предмет его соответствия за­явленным критериям. Результаты аттестационного обследования образовательного учреждения экспертами должны не только обес­печить решение вопроса об аттестации учреждения в соответствии с заявленным им типом, но и подтвердить правомочность притя­заний на тот или иной вид и категорию.

· анализ организации деятельности, руководства и управления
учреждением;

· анализ ее результатов;

· анализ ее условий.

При этом особое внимание эксперты уделяют использованию современных форм организации образовательного процесса, ко­ординации деятельности воспитателей и педагогов-специалистов, взаимодействию с родителями, планированию работы, реализации комплексно-целевой программы развития дошкольного учрежде­ния, координации деятельности с учреждениями и организациями научно-методического обеспечения развития дошкольников.

Для сбора данной информации эксперты используют методы психолого-педагогической диагностики: наблюдения, беседы с деть­ми, родителями и персоналом детского сада, изучение документа­ции, результатов детской деятельности, тестирование педагогов по методике «Социально-психологический климат».

Экспертная оценка результатов образовательной деятельности основана на выявлении уровня физического и психического раз­вития детей, в том числе общей психологической готовности стар­ших дошкольников к обучению в школе. Для экспертной оценки используют диагностические методики и показатели, которые про­шли апробацию, подтвердившую их солидность и надежность, не требующие длительного исследования.

Математическая обработка данных экспертных оценок целесо­образна с помощью ЭВМ по программе «Комплексная автомати­зированная система диагностики образовательных учреждений с целью их аттестации» (КАСДОУ «Аттестация»).

Присутствие членов аттестационной комиссии в дошкольном учреждении (два дня) не должно менять режим работы, привыч­ный характер деятельности. Порядок работы комиссии экспертов, периодичность ее заседаний, процедура принятия решения опре­деляются самой комиссией и оформляются протоколом.

Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации дошкольным учреждением требований государственного стандарта дошкольного образования, а также со­ответствия типу, виду и категории. Если эксперты считают, что дош­кольное учреждение заслуживает повышенной категории, в заклю­чении содержатся рекомендации учредителю об объеме и целевом назначении дополнительного финансирования. Заключение подпи­сывают все члены аттестационной комиссии. Член комиссии, име­ющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

Заключение доводят до сведения коллектива дошкольного уч­реждения и представляют в орган управления образованием, про


водящий аттестацию. Приказ о признании дошкольного учрежде­ния аттестованным (неаттестованным) издается в двухнедельный срок. Положительное экспертное заключение является основани­ем для получения документа о государственной аккредитации. В свидетельстве об аккредитации должно быть обозначено одно из следующих наименований: центр развития ребенка - первая кате­гория; детский сад общеразвивающего вида - вторая категория; детский сад компенсирующего вида - вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления - вторая категория; детский сад комбинированного вида - вторая категория; детский сад - третья категория.

По результатам аттестации дошкольное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации можно обжаловать в судебном порядке только в части процедуры аттестации. Повторную аттестацию (по требованию до­школьного учреждения) имеют право проводить не ранее чем че­рез 12 месяцев с момента отказа в государственной аккредитации.

Государственная оценка качества дошкольного образовательного учреждения сегодня происходит регулярно и в разнообразных формах – от проверки санитарного и противопожарного состояния до лицензирования и аттестации педагогических работников. Работая дошкольном образовательном учреждении я пришла к выводу, что к сожалению в ДОУ после большинства проверок не происходило глубоких преобразований и перехода на новые, еще неиспользованные ресурсы и возможности. Формальное проведение оценочных процедур часто приводило к тому, что усилия администрации и коллектива были направлены всего лишь на «внешнее» исполнение приказов и санкций проверяющих комиссий, тогда как «внутренние проблемы» детского сада остаются нерешенными.

Тогда как адекватная оценка качества образовательных услуг, основанная на всестороннем анализе информации о фактическом состоянии дел во всех структурных подразделениях учреждения, позволяет формулировать цели преобразования, разрабатывать и реализовывать планы развития дошкольного учреждения, обеспечивающие его переход в новое качественное состояние, удовлетворяющее возрастающие образовательные потребности и требования государственного стандарта.

Для этого в дошкольном образовательном учреждении требовалось обновить содержание, механизмы и процедуры оценки, создать независимую систему оценки качества образования. В связи с изменениями в нормативных требованиях к контрольно-оценочной деятельности мною были выбраны такие системы измерения, как педагогическая экспертиза и метод экспертных оценок, которые включает в себя диагностику и мониторинг, и представлены в виде педагогического анализа.

По мнению немецкого педагога К. Ингенкампа, «различают педагогический анализ в узком смысле слова, предмет который составляет планирование и контроль педагогического процесса, и педагогический анализ в широком смысле, охватывающий все диагностические задачи в рамках консультирования по вопросам образования». Это поддерживает значимость педагогического анализа для экспертных оценок в образовании.

Суть педагогического анализа в ДОУ – изучение результативности и противоречий образовательного процесса. Его основной задачей я опрелелила установление взаимосвязей общего характера, влияющих на успешность или не успешность образовательного процесса.

За основу я взяла определение предложенное Т. И. Шамовой «педагогический анализ понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения».

Итак, педагогический анализ для нашего образовательного учреждения – это система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определить уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

Согласно теории управления образовательными системами (Н. П. Капустин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова) я выделила три основных этапа анализа тех или иных явлений в образовательном процессе.

Первый этап – предварительный, предположительный диагноз – используются преимущественного методы наблюдения. Наблюдение деятельности воспитателей и других сотрудников детского сада позволяет получить исходную информацию о характере взаимодействия педагогов с детьми и родителями, содержательности образовательного процесса и индивидуальности развития воспитанников.

Второй этап, – уточняющий диагноз – опирается на более точные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов педагогического анализа.

Третий этап – окончательный диагноз – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сохранении, сопоставлении. На данном этапе преимущественно используются методы экспертных оценок.

Разработанная мною, на основе научно-методической литературы, методика проведения педагогического анализа образовательной деятельности представлена в схеме № 1.

Схема № 1. Методика проведения педагогического анализа в ДОУ № 276 (Приложение 1)

Шесть критериальных блоков оценки ДОУ – это фактически основные объекты педагогического анализа его деятельности. Методологическим ориентиром, который объединяет все направления оценки в целостное единое представление о ДОУ, является идея, о том, что самое главное миссия ДОУ состоит в создание ситуации развития личности ребенка, и этому, в конечном счете, подчинены все аспекты его функционирования.

Данная система работы позволила наметить основные направления развития образовательного учреждения, учитывая внешние и внутренние ресурсы, запросы родителей, которые нашли свое отражение в Концепции развития дошкольного образовательного учреждения, где были отражены миссия, цели и задачи детского сада в целом и конкретно педагогического коллектива. В рамках данной Концепции педагогами ДОУ были разработаны документы регламентирующие разнообразные направления коррекционно-образовательной деятельности детского сада, в том числе и Образовательная программа ДОУ. Основываясь на результатах проведенного педагогического анализа, творческая группа под моим руководством создала и реализует Программу развития ДОУ.

Проведение педагогического анализа в образовательном учреждении носит коллективный характер, в нем принимают участие администрация, педагоги и родители. В свою очередь системный и коллегиальный характер организации и проведения педагогического анализа способствовало повышению квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом, активизации воспитателей и педагогов к профессиональному и личностному саморазвитию. А как следствие позволило качественно на новом уровне организовать реализацию образовательных программ и выстроить коррекционно-образовательный процесс. Системная, целенаправленная работа педагогического коллектива позволила добиться:

  • положительной динамики и стабильности по всем показателям образовательного уровня воспитанников;
  • обеспечить доступность и высокое качество образования дошкольников.

Данная работа позволила определить основные направления экспериментальной инновационной работы ДОУ: учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательной деятельности, формирование ключевых компетентностей воспитанников определяющих современное качество образования; развитие модели гуманистической системы воспитания; внедрение информационно-коммуникативных технологий.

Педагогический анализ в практике детского сада позволил эффективно проводить тематические проверки, адекватно оценить успешность профессиональной деятельности педагогов, выявлять удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг, помогает воспитателям и родителям понять причины, обуславливающие трудности в воспитании ребенка, определять успешность освоения образовательной программы.

Система функционированиия экспертных групп педагогов ДОУ

Цель работы экспертных групп – отслеживание динамики качества и эффективности осуществления образовательной деятельности педагогов, анализ и получение систематизированной информации о результатах деятельности педколлектива.

Основные направления контрольно аналитической деятельности экспертных групп ДОУ:

Качество календарно-тематического планирования образовательного процесса;

Качество планирования и организации прогулок;

Качество функционирования родительских уголков.

Планирование содержания контрольно-аналитической деятельности на год каждой экспертной группой в соответствии с реализующими задачами и годовым планом ДОУ. (Прилож е ние №2)

Целенаправленный ежемесячный контроль, сбор полученной информации, и её систематизация в специально разработанной форме таблиц. (Приложение №3)

Качественный и сравнительный анализ результатов контроля: выявление особенностей, положительных и отрицательных факторов; оценка качества профессионально-педагогической деятельности.

Представление результатов контроля за месяц на методической оперативке.

Подведение итогов деятельности экспертной группы за год (Приложение №5) .

Оценки результатов контроля ежемесячно фиксируются в электронных таблицах Excel на основе полученных данных.

Рассмотрим содержание этих таблиц (Приложение №4) :

В «шапке» по горизонтали на каждый месяц обозначено содержание контроля (т.е. указано, что проверяется в этом месяце), а по вертикали – все группы. В конце каждого месяца руководители ЭГ по результатам контроля заносят оценки в каждую таблицу и анализируют работу каждой группы за месяц.

Критерии оценки имеют условные обозначения:

0 баллов – планирование не осуществляется,

1 балл – планируется недостаточно, есть замечания и предложения,

2 балла – планируется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

балла – есть “изюминки”, творческий подход

Кроме оценок в каждой ячейке по результатам контроля указываются замечания и предлож ения с помощью специальной функции электронных таблиц «примечания».

В конце каждой таблицы по вертикали автоматически считается сумма накопленных за год баллов, по которым вычисляется процент качества и рейтинг группы, что позволяет увидеть уровень качества организации образовательного процесса в каждой группе и в целом по детскому саду за год. А процентные показатели качества работы каждой группы в горизонтальной итоговой строке указывают, в каком направлении коллектив сработал успешно, а где недостаточно и требуется методическая поддержка. Таким образом, предоставляется возможность многогранно проанализировать работу всего педагогического коллектива за год, своевременно и точно определить проблемы и направления работы для дальнейшего развития и совершенствования качества образовательной деятельности педагогического коллектива.

Такая форма управленческой контрольно-аналитической деятельности, как функционирование экспертных групп в ДОУ, предоставляет возможность получать объективные данные о результативности работы каждого педагога, повышает ответственность каждого за конечный результат, способствует деловому стилю взаимоотношений в коллективе. Что значительно влияет на повышение эффективности и результативности педагогического труда, рост профессионального мастерства педагогов. А систематический анализ, поиск и своевременное устранения проблем способствует эффективному повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Приложение №1.

Утверждено:

Заведующая МБДОУ

« Цетр развития ребёнка –

детский сад №18 « Семицветик »

___________ Л.А Сапегина

«_____»_____________2012г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об экспертной группе педагогов

1. Основные положения.

1.1. Внутренняя экспертная группа является профессиональным объединением педагогов, служащих и управленцев, которое создается в структуре ДОУ, находящемся в режиме развития.

1.2. Создается по инициативе администрации для анализа образовательного процесса с целью повышения его качества через поиск и устранение проблем.

1.3. В экспертную группу могут входить педагоги, владеющие методами проблемно-ориентированного анализа, прогнозирования. Состав ЭГ утверждается приказом заведующей ДОУ.

2. Цели и задачи.

2.1. Анализ и оценка результатов образовательного процесса, качества продукта или проекта по определенным результатам.

2.2. Обеспечение эффективной работы администрации ДОУ по вопросам контроля результативности образовательного процесса. Помощь администрации в изучении результативности работы педагогов, получении объективных данных.

2.3. Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

2.5. Помощь педагогам в самовыражении, становлении собственного уникального опыта.

3. Организация деятельности.

3.1. Каждая экспертная группа составляет план ежемесячного контроля в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

3.2. Руководителем экспертными группами является зам. зав. по ВМР или по АХЧ.

3.3. Заседания ЭГ собираются 1 раз в месяц для подведения результатов контроля.

3.5. Эксперт изучает непосредственно вверенный ему раздел деятельности коллектива или объект, формирует свою оценку, подготавливает и отдает руководителю экспертного совета обоснованное заключение по всем вопросам, указанным в исходных документах.

4. Документация и отчетность.

4.1. Ежемесячно экспертные группы фиксируют результаты контроля, замечания и предложения в протоколах и сдают их руководителю, который их систематизирует и хранит.

4.2. Оценки по результатам контроля ежемесячно заносят в мониторинговую таблицу.

4.3. Протоколы, информация о мониторинге результатов контроля хранятся в делопроизводстве ДОУ.

Приложение №2. Экспертная группа №1.

Ответственный руководитель группы – Казимирова С.В.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

*Планирование мероприятий Недели безопасности.

* Планирование тематического дня.

* Планирование трудовой деятельности дошкольников:

-навыки самоо б служ и вания

-поруч е ния

-дежу р ство

-колле к тивный труд

*Планирование игр-экспериментов: содерж а ние, цель, соотве т ствие возрасту, систем а тичность (не реже 1 раза в неделю)

*Планирование работы по развитию речи:

-работа в книжном уголке

-утренние беседы с детьми

-чтение худож . л и тературы

-индивид у альная р а бота

-разнообр а зие форм работы по РР

*Планирование индив идуальной работы с детьми в соответствии с рекомендациями специалистов и программы «ДЕТСТВО+» (имя ребёнка упра ж нения, цель, резул ь тат)

* Качество планирования занятий по математике: задачи (триед и ные), приёмы и методы (разноо б разие), словарная работа, индивид у альная работа

*Планирование содержания игровой деятельности: игры-драмат и зации, д и дактич е ские игры, разв и вающие игры, с ю жетно-ролевые игры, по д вижные игры, и г ры-экспер и менты

*Планирование работы по художественно –эстетическому направлению:

-работа в из о уголке ,- формы организации изодеятельн о сти ,

-занятия в Академии творчества

*Систематичность планирования тематических дней (ра з нообразие, с о держател ь ность)

*Планирование работы с родителями:

-Разнообразие форм работы с родителями;

-Актуальность, полезность, информир о ванность.

*Подведение итогов и анализ работы группы за год.

Экспертная группа №2.

Ответственный руководитель группы – Колышкина Л.С.

Цель: Анализ условий и качества проведения прогулок с детьми, оказание консультативной помощи н а чинающим педагогам по организации прогулок, выявление интересных, творческих находок педагогов.

Осень

Зима

Весна

Организация трудовой деятельности в природе, трудовые поручения

Спортивные и подвижные игры, упражнения

Режим прогулок, сборы на прогулку – – осуществление индивидуального подхода к детям

Организация наблюдений с детьми

Соблюдение двигательного режима

Организация сюжетно- ролевых игр

Индивидуальная работа с детьми на прогулке (физ. развитие, развитие речи, развитие наблюдательности)

Организация самостоятельной деятельности детей на участке

Изодеятельность детей на прогулке

В течение года:

Соблюдение ТБ и инструкции по охране жизни и здоровья детей

Санитарное состояние участков

Одежда детей – соответствие сезону, индивидуальный подход к ЧДБ

Наличие выносного материала по сезону

Экспертная группа №3.

Ответственный руководитель группы – Семёнова С.Б.

Осень

Зима

Весна

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

* Информация по безопасности.

*Наглядная информация по развитию изобразительных навыков дома (рекомендации, советы)

*Уголок творчества в приёмной

*Уголок приветствия, настроения

*Пед. информация по развитию познавательных способностей

*Поздравления и встреча нового года

*Новогоднее ассорти

*Тематические дни

*Рождественские праздники

* Новогодняя газета («Как я встретил новый год!»)

*Неделя безопасности на дорогах

*Поздравительная открытка «С днём рождения д/с!»

*Комплексная безопасность (материалы для родителей о пожарной безопасности, травматизме, терроризме, опасных предметов, ситуациях и т.д.)

В течение года: * Вести с занятий специалистов ДОУ

*Обращения к родителям (приглашения, благодарности…)

*Личные успехи детей!

Пр иложение №3.

Таблица результатов контроля при проверке календарно-тематического

планирования

Месяц ________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – планирование не осуществляется,

1 балл – планируется не достаточно, есть замечания и предложения,

2 балла – планируется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

Таблица результатов контроля при проверке содержания родительских

уголков

Месяц ________________ Ответственный __________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – содержание уголка не обновляется,

1 балл – содержание уголка соответствует требованиям, но есть замечания и предложения,

2 балла – содержание уголка соответствует требованиям, без замечаний,

дополнительный 1 балл – творческий подход в оформлении содержания.

Таблица результатов контроля при проверке качества проведения прогулок

Месяц ________________ Ответственный __________________

Цель контроля:

Критерии оценки:

0 баллов – проверяемый объект контроля не организуется,

1 балл – организовано достаточно, но есть замечания и предложения,

2 балла – организуется качественно, в соответствии с требованиями, без замечаний.

Дополнительный 1 балл – творческий подход

Приложение №4. Мониторинг качества календарно-т ематического планирования в 2010 -201 1 г. (Ответственные)

gastroguru © 2017