Выбор читателей
Популярные статьи
Реализация контрольной функции законодательных органов власти субъектов Российской Федерации по отношению к органам исполнительной власти регионов требует системного, комплексного подхода. Только в таком случае осуществляемый парламентский контроль может быть эффективным и обеспечить результативность работы органов парламентского контроля.
Для достижения этой цели необходима координация деятельности всех контрольных органов по линии законодательной власти, активное сотрудничество и взаимодействие между ними, а также осуществление мер по постоянному совершенствованию их контрольной деятельности. Такими мерами могут послужить разработка и применение действенных мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти.В специальной литературе слово «координация» кратко определяется как
«согласование, целесообразное соотношение каких-нибудь действий, явлений» . Координировать - значит установить или устанавливать правильные соотношения, координацию между чем и чем-нибудь . Таким образом, в рассматриваемом нами случае сущность координации сводится к взаимосогласованию, упорядочению деятельности различных органов парламентского контроля в регионах по достижению общей цели.
С «координацией» тесно связано понятие «взаимодействие». В юридической науке ряд исследователей придерживается мнения, что взаимодействие - это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно
решающих какую-либо общую задачу. При этом следует согласиться с тем, что «взаимодействие» является более широким термином, чем «координация», поскольку «фактически любая совместная деятельность строится на основе взаимодействия ее участников, однако не всякое взаимодействие носит строго упорядоченный, согласованный и регламентированный характер в соответствии с установленными условиями и принципами. При взаимодействии в отличие от координации у ее участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, по установлению спроса за исполнение рекомендуемых мероприятий, а главное - не выделяется специальный участник, имеющий полномочия по организации
взаимных действий» .
Как уже было отмечено, одним из основных направлений в деятельности парламентов регионов по реализации контрольной функции является контроль за исполнением законов. Свои контрольные полномочия законодательные органы осуществляют непосредственно сами или через образуемые ими комитеты и комиссии, которые являются их основными рабочими органами. В соответствии с законами о парламентах субъектов и регламентами, они образуются не только для подготовки и предварительного рассмотрения проектов законов и постановлений законодательных органов, но и для осуществления контрольной функции. К примеру, Закон Удмуртской Республики от 5 декабря 2007 г. «О Г осударственном Совете Удмуртской Республики» устанавливает, что постоянные комиссии образуются для того, чтобы осуществлять предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, которые отнесены к ведению законодательного органа, проводить законопроектную работу, а также в целях реализации законов республики, постановлений парламента и контроля за их исполнением .
Координацию работы комитетов и комиссий законодательных органов в регионах, в том числе и по контролю за исполнением законов, осуществляют руководители парламентов и (или) их заместители, которые курируют комитеты в соответствии с распоряжением руководителя законодательного органа, а в большей степени постоянно действующие органы парламентов - их президиумы (советы). В пределах своих полномочий они:
В целях исключения дублирования контрольных мероприятий обеспечивают согласование планов работы комитетов и комиссий;
Организуют обмен информацией по результатам контрольных мероприятий с соблюдением установленного для таких материалов режима использования:
Дают поручения комитетам и комиссиям, их аппаратам;
Рассматривают предложения комитетов и комиссий по организации контроля за исполнением законов регионов и постановлений законодательных органов;
Могут принимать участие (руководители законодательных органов, члены президиумов (советов) в заседаниях комитетов с правом совещательного голоса;
Вносят на рассмотрение парламента предложения по вопросам работы
комитетов и их отчетов, обеспечивают подготовку материалов по этим вопросам.
В порядке реализации функции контроля за исполнением законов,
важнейших государственных программ субъектов Российской Федерации исполнительной властью комитеты и комиссии законодательных органов регионов нередко на своих заседаниях заслушивают информацию руководителей органов исполнительной власти. Так, комитетами Государственного совета Чувашской Республики в 2014 г. на своих заседаниях в порядке осуществления контроля за исполнением законов республики и постановлений парламента были
рассмотрены следующие вопросы:
Комитет по государственному строительству, местному самоуправлению, Регламенту и депутатской этике - о результатах мониторинга правоприменения закона Чувашской Республики от 24 мая 2012 г. «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» и иных нормативных актов, регулирующих указанный порядок, и «Информацию о результатах мониторинга правоприменения Закона Чувашской Республики "О мировых судьях Чувашской Республики", Закона Чувашской Республики "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Чувашской Республике"»;
Комитет по бюджету, финансам и налогам - «Отчет Кабинета Министров Чувашской Республики о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2013 г. и основных направлений приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2014-2015 годы»;
Комитет по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии - «О ходе реализации законов Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" и "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике"»;
Комитет по социальной политике и национальным вопросам - «Информацию министра образования и молодежной политики Чувашской Республики В.Н. Иванова о ходе реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в Чувашской Республике».
Как правило, рассмотрение на заседаниях комитетов вопросов, связанных с контролем за исполнением законов, не ограничивается их обсуждением, а сопровождается в последующем принятием конкретных правовых актов в целях устранения выявленных при осуществлении контрольных мероприятий недостатков. Например, в ходе анализа закона Чувашской Республики «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» были выявлены проблемы, требующие законодательного регулирования. В результате по предложению Комитета в декабре 2014 г. были приняты законы Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств"» и «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
По информации о результатах мониторинга законов «О мировых судьях Чувашской Республики» и «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Чувашской Республике» также были предприняты конкретные действия со стороны парламентариев региона. Комитетом были разработаны и в последующем приняты парламентом республики отдельные изменения в указанные выше законы Чувашской Республики.
Однако не во всех субъектах Российской Федерации в нормативных правовых актах, регламентирующих статус и полномочия комитетов и комиссий законодательных органов регионов, напрямую закреплены их контрольные полномочия. К примеру, в Регламенте Парламента Республики Северная Осетия- Алания в главе 4, посвященной статусу и полномочиям комитетов и комиссий законодательного органа, ничего не говорится об их контрольной функции .
Уважаемые читатели, на страницах нашего журнала мы публикуем проект Федерального закона, подготовленный доцентом Ярославского филиала Российского государственного гуманитарного университета, кандидатом юридических наук Алексеем Анатольевичем Максуровым.
Статья 1. Цели, задачи и функции координационной деятельности в Российской Федерации
Непосредственно координационная деятельность направлена на достижение согласования действий, экономии средств государственного воздействия, обеспечение совместной деятельности государственно-властных субъектов права.
Статья 2. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 4. Принципы координационной деятельности в Российской Федерации
Статья 5. Законодательство Российской Федерации о координации деятельности
Законодательство Российской Федерации о координации деятельности включает в себя настоящий Федеральный закон, принятые в его исполнение нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы координационной деятельности.
Статья 6. Полномочия Российской Федерации в координационном процессе
Органы государственной власти Российской Федерации и их должностные лица вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы координационной деятельности подчиненных органов и их должностных лиц, а также регулирующие вопросы координационного взаимодействия собственных территориальных и структурных подразделений и их должностных лиц с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Российской Федерации, а также их должностными лицами.
Статья 7. Полномочия субъектов Российской Федерации в координационном процессе
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы координационной деятельности подчиненных органов и их должностных лиц, а также регулирующие вопросы координационного взаимодействия собственных территориальных и структурных подразделений и их должностных лиц с органами местного самоуправления Российской Федерации и их должностными лицами.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления Российской Федерации в координационном процессе
Органы местного самоуправления Российской Федерации и их должностные лица вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы координационной деятельности подчиненных органов и их должностных лиц.
Статья 9. Круг органов и должностных лиц, осуществляющих координационную деятельность в Российской Федерации
Координационная деятельность является частью их управленческого процесса.
Статья 10. Создание органов, осуществляющих координационную деятельность
Статья 11. Права и обязанности субъектов и участников координационной деятельности
Статья 12. Общие обязанности субъектов и участников координационного процесса
Субъекты и участники координационного процесса в пределах своей компетенции и во исполнение возложенных на них законом задач обязаны:
Статья 13. Основные положения о порядке осуществления координационного процесса в Российской Федерации
Координационный процесс в Российской Федерации, как правило, осуществляется в следующем порядке:
Статья 14. Формирование стратегии координационной деятельности
Стратегия координационной деятельности государственно-властных субъектов права формируется с соблюдением указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона принципов в следующей последовательности:
Статья 15. Реализация координационных полномочий
Реализация координационных полномочий заключается в выборе и проведении (осуществлении) конкретной формы координационного регулирования или комплекса форм.
Статья 16. Выработка и принятие координационного решения
Статья 17. Исполнение координационного решения
Статья 18. Контроль и надзор за исполнением координационного решения
Статья 19. Обжалование координационных решений
Неправомерное возложение несвойственных для данного координируемого субъекта - органа (должностного лица) - обязанностей по исполнению координационного решения, не вытекающих из его статуса и компетенции, может быть обжаловано вышестоящему для координирующего субъекта органу власти (должностному лицу) либо в судебном порядке, что не приостанавливает, без отдельного на то указания, реализацию им согласованного решения.
Неисполнение им такого рода положений координационного решения может быть обжаловано заинтересованным координируемым субъектом вышестоящему для координирующего субъекта органу власти (должностному лицу) либо в судебном порядке.
Статья 20. Требования к формам координационной деятельности
Статья 21. Основные устойчивые формы координационного регулирования в Российской Федерации
К основным устойчивым формам координационного регулирования в Российской Федерации относятся:
Статья 22. Соотношение и значимость устойчивых форм координационного регулирования
Статья 23. Общие положения об ответственности в сфере координационной практики
Статья 24. Субъект координационного правонарушения
Субъектом координационного правонарушения являются орган или должностное лицо, не исполняющее возложенных на него законом или координационным решением обязанностей в координационном процессе.
Статья 25. Объект координационного правонарушения
Объектом координационного правонарушения являются требования согласованного координационного решения.
Статья 26. Объективная сторона координационного правонарушения
Статья 27. Субъективная сторона координационного правонарушения
Субъективная сторона координационного правонарушения может выражаться в умысле или неосторожности.
Статья 28. Контроль и надзор за исполнением требований настоящего Федерального закона
Статья 29. Самостоятельность в реализации координационных полномочий
В пределах своей компетенции, определенных Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, органы государственной власти Российской Федерации и их должностные лица, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица, органы местного самоуправления Российской Федерации и их должностные лица самостоятельны в осуществлении и реализации собственных координационных полномочий в той мере, в которой это не противоречит требованиям настоящего Федерального закона и иному федеральному законодательству о координационной деятельности.
Статья 30. Полномочия в сфере установления и реализации форм координационного регулирования
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица, органы местного самоуправления Российской Федерации и их должностные лица вправе создавать и реализовывать иные формы координационного регулирования, не указанные в настоящем Федеральном законе и федеральном законодательстве о координационной деятельности в целом, но лишь в отношении субъектов, полномочия по координации деятельности которых на них прямо возложены законом.
Статья 31. Полномочия в сфере установления и реализации форм контроля за исполнением координационных решений
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица, органы местного самоуправления Российской Федерации и их должностные лица вправе создавать и реализовывать формы контроля за исполнением координационных решений, не указанные в настоящем Федеральном законе и федеральном законодательстве о координационной деятельности в целом, но лишь в отношении субъектов, полномочия по координации деятельности которых на них прямо возложены законом.
Статья 32. Полномочия в сфере установления и реализации ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) координационных решений
Статья 33. Заключительные положения
Рекомендовать Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностным лицам, органам местного самоуправления Российской Федерации и их должностным лицам в течение года с момента вступления настоящего Федерального закона в силу:
Статья 34. Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 286.2 следующего содержания:
"Статья 286.2. Неисполнение обязанностей в сфере координационной деятельности
наказывается арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет".
Статья 35. Дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 19.5.1 следующего содержания:
"Статья 19.5.1. Неисполнение обязанностей в сфере координационной деятельности
Неисполнение или ненадлежащее (в том числе несвоевременное) исполнение должностным лицом органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления Российской Федерации требований основанного на законе согласованного координационного решения, а равно уклонение от участия в координационном процессе либо воспрепятствование осуществлению координационного процесса, в том числе путем непредоставления необходимой информации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей".
Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
"__" _________ 2011 года
КонсультантПлюс: примечание.
Статья А. Максурова "Закон о кредитных историях: проблемы государственной координации участников рынка" включена в информационный банк согласно публикации - "Арсенал предпринимателя", 2010, N 6.
1. В настоящем Положении определяется порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам (далее - территориальные органы).
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах устанавливается Президентом Российской Федерации.
2. Взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется по следующим вопросам:
а) обеспечение конституционных прав граждан;
б) социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а также совместное выполнение задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти, реализация федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий федеральных органов исполнительной власти, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или реализация федеральными органами исполнительной власти части полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, переданных в соответствии с указанными соглашениями;
г) управление государственным федеральным имуществом;
д) иные вопросы, требующие учета мнений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Координация деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе согласование принимаемых решений, осуществляется в порядке и по вопросам, которые предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в следующих формах:
а) планирование и реализация совместных мероприятий;
б) подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации;
в) обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке;
г) иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. В целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов.
Координация и контроль реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета части полномочий федеральных органов исполнительной власти, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в порядке, предусмотренном федеральными законами и соответствующими соглашениями.
6. В целях осуществления взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов территориальные органы в пределах своей компетенции:
а) выполняют задачи и функции федерального органа исполнительной власти, в том числе связанные с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
б) запрашивают в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях;
в) направляют информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) осуществляют в порядке и формах, определенных законодательством Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им в установленном порядке полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также за соблюдением требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями;
д) привлекают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) к проведению совместных проверок соблюдения требований, предъявляемых к качеству и доступности государственных услуг, оказываемых организациями;
е) направляют высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности в порядке, установленном положениями об этих территориальных органах;
ж) рассматривают обращения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и информируют их о принятых решениях.
7. Полномочия территориальных органов по вопросам взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов устанавливаются положениями об этих территориальных органах.
Если территориальный орган для решения определенного вопроса не обладает достаточными полномочиями, руководитель этого территориального органа направляет свои предложения в федеральный орган исполнительной власти и руководствуется принятым этим органом решением.
8. При ненадлежащей реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области осуществления государственного контроля и надзора, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области осуществления государственного контроля и надзора территориальные органы направляют предложения об устранении нарушений высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а если указанные нарушения не устранены, информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, передавший реализацию части своих полномочий органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
9. Руководители территориальных органов вправе приглашать руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения.
Территориальные органы обязаны заблаговременно информировать приглашаемых ими лиц о дате, времени, месте проведения и повестке дня совещания, заседания комиссии и рабочей группы, а также направлять им необходимые материалы с соблюдением требований по защите государственной тайны, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
10. Руководители территориальных органов в случае приглашения могут принимать участие (направлять уполномоченных ими лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), коллегий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами.
11. Разногласия между территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам взаимодействия и координации их деятельности разрешаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в подчинении которого находится территориальный орган, либо путем проведения согласительных процедур.
12. Действие настоящего Положения не распространяется на территориальные органы, деятельность которых осуществляется на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
Порядок взаимодействия указанных территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется положениями об этих территориальных органах.
Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Это исключает необходимость частого обращения в Москву при решении региональных вопросов.
Глава 3. Формирование и реализация государственной политики
Политика - это искусство управления государством, ведения государственных дел, целенаправленные, заранее обоснованные действия органов власти.
Политика всегда отражает определенные интересы, обусловливается состоянием общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития, находит консенсус, обеспечивающий стабильность. В то же время политика влияетна все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее вконцентрированном виде. Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а только отдельных его слоев, то ее основной целью становится удержание власти. В этом случае политика первенствует над экономикой в интересах сохранения власти.
Основным вопросом при реализации государственной политики является выбор приоритетов. Выбор служит точкой фиксации политики. Он обязателен для органа управления. Промедление с выбором означает стояние на месте, отставание в политике.
Кроме государственной власти в политическую систему общества входят профсоюзы, партии, церковь и другие организации, преследующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на массы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством политики.
Политика должна соответствовать времени, ожиданиям населения и учитывать при этом социальную дифференциацию общества. Опасно играть на доверии народа, проводить двойственную политику. Она быстро вызовет недовольство, которое проявится в отстраненности людей от политических институтов, нигилизме в случае навязывания умозрительных схем, падении доверия к политическим лидерам и политике вообще.
В мировой практике главной структурой, устанавливающей общественные ценности, выражающей политическую волю государства, признается представительная (законодательная) власть. Она может изменять статус исполнительных органов, без ее ведома не могут расходоваться бюджетные средства. Часть своих полномочий законодатели делегируют исполнительной власти, например принятие на основе вступивших в силу законов конкретных правил и распоряжений. Однако законодательные инициативы обычно поступают от исполнительной власти.
В парламентских республиках правительства выступают активными проводниками государственной политики, а в президентских они нередко становятся техническими кабинетами с символической ролью в решении политических вопросов. Большую ответственность за государственную политику несет партийное правительство, т.е. формируемое победившими на выборах партиями.
У власти может оказаться одна партия, ею может стать президентская партия. Монополия одной партии, по мнению некоторых политиков, не несет никакой опасности. В западных демократиях формирование однопартийных правительств не является редкостью.
Действующее законодательство и подзаконные нормативные правовые акты устанавливает два типа взаимоотношений между органами исполнительной власти: координация и субординация (подчинение). Оба типа взаимоотношений направлены на обеспечение единства и согласованности деятельности частей государственного аппарата, хотя по своему содержанию эти типы отношений различны.
Субординация (подчинение) одного органа другому обычно предполагает следующее.
Вышестоящий орган издает акты, устанавливающие правовой статус нижестоящих органов (чаще всего положения), в котором определяет компетенцию нижестоящего органа, его функции. К полномочиям вышестоящего органа относится утверждение предельной штатной численности и нормативов бюджетного финансирования нижестоящего органа, назначение на должность и освобождение от должности руководителей этого органа.
Предполагается, что субординация означает возможность вышестоящего органа давать поручения и предписания, обязательные для нижестоящих органов, и требовать отчета об их исполнении.
Для вышестоящих органов в системе субординации предусмотрена возможность отмены решений (актов) нижестоящих органов, однако гарантии самостоятельности компетенции предполагают, что это возможно только в случае противоречия таких актов закону или иным нормативным правовым актам. В определенных случаях, правда, подобное полномочие может предоставлять в рамках координационных, а не субординационных отношений (например, министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и агентств).
Примером субординационных отношений может быть взаимодействие Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, а также взаимодействие федерального органа с его территориальными органами.
Координационные отношения также предполагают не столь подчиненное, как в случае субординации, однако зависимое положение координируемого органа. Координация часто предполагается в определенной сфере, когда на один орган возлагается функции по обеспечению согласованного осуществления полномочий в определенной области всех иных органов исполнительной власти.
Координация предполагает обязательное согласование проектов или издание совместных нормативных правовых актов, а также согласование некоторых управленческих решений – например, решений о создании территориальных органов. Координация предполагает ограниченный контроль за деятельностью координируемых органов, издание методических рекомендаций и методическую помощь координируемым органам, в том числе обеспечение повышения квалификации работников.
Координирующий орган вправе истребовать необходимую информацию, создавать общие консультативные органы и рабочие группы, проводить совместные совещания, вправе привлекать координируемые органы к проведению совместных мероприятий, привлекать представителей координируемых органов к совместному планированию.
Координация предполагает ответственность перед вышестоящим органом за деятельность в координируемой области, и отчасти выполнение функций посредника между координируемыми органами и высшим органом исполнительной власти. Например, федеральное министерство вносит в Правительство проекты нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность служб и агентств, координацию деятельности которых оно осуществляет.
Координация осуществляется министерствами в отношении служб и агентств, находящихся в их ведении, а органами исполнительной власти, входящими в систему исполнительной власти – в отношении иных административных органов (Центрального банка, внебюджетных фондов).
Статьи по теме: | |
Отечественная война (кратко)
С кем воевал Наполеон? Почему Наполеон пошёл завоевывать Смоленск и... Видеоурок «Назывные предложения Односоставное назывное предложение имеющее указательное значение
Цель урока : изучение нового материала1)повторение сведений об... Бланк заявления об уточнении платежа для налоговой
В начале 2017 года изменились платежные поручения по страховым взносам.... |